Верхняя палата польского парламента приняла поправки к закону «Об Институте национальной памяти». Новая редакция закона вводит уголовную ответственность за пропаганду украинского национализма и отрицание геноцида поляков в ходе Волынской резни. Не исключены и более серьезные атаки польской стороны на героизирующее бандеризм руководство Украины — уже на международной арене. Что еще могла бы предпринять Варшава для противодействия исторической политике Киева?
Международное сообщество за последние двадцать лет не раз признавало конкретные исторические события, а также вооруженные конфликты современности геноцидом. Так, геноцид армян 1915 года Османской империей признали: Совет Европы, Европарламент, Подкомиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия ООН по военным преступлениям, Всемирный совет церквей.
В свою очередь, Организация Объединенных Наций учредила несколько судов для рассмотрения дел ответственных за геноцид в Сребренице, Боснии и Руанде, а также за преступления, совершенные в ходе войны в Сьерра-Леоне (1991–2002 год) и в Камбодже (1975–1979 год).
В этой связи Польша, которая на протяжении многих лет добивается от Украины признания вины за преступления, совершенные в годы Второй мировой войны украинскими националистами, а также борется с ее героизацией местных нацистских пособников, вполне могла бы воспользоваться этим опытом и пойти по проторенному пути.
Признание международным сообществом Волынской резни геноцидом поляков означало бы и осуждение на самом высоком уровне киевского режима за героизацию нацизма.
Такой сценарий являлся бы прямой угрозой Прибалтийским странам, где на восхвалении местных пособников Третьего рейха, ответственных за Холокост, строится государственная идеология.
Надо отметить, что в последние годы международный тренд борьбы с героизацией нацизма только усиливается. Во многом благодаря России. В 2014 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята инициированная Москвой соответствующая резолюция, которую поддержали 115 стран мира. В 2016 году уже 131 государство присоединилось к российской инициативе, проголосовав на Генассамблее ООН за документ с требованием запретить любое «чествование нацистского режима, его союзников и связанных с ними организаций, будь то официально или неофициально».
В нём также содержится призыв «противодействовать любому прославлению нацистской организации СС и всех ее составных частей». Согласно резолюции, отсутствие эффективного противодействия со стороны государств этим видам практики несовместимо с обязательствами государств — членов ООН по ее уставу.
В этом смысле действия Варшавы логичны и отвечают мейнстриму. Прибалтийским политикам было бы нелишним задуматься.
Литва, Латвия и Эстония регулярно оказываются в фокусе критики европейских институтов власти за проводимую на государственном уровне политику по героизации местных пособников гитлеризма. Так, в докладах Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью каждого цикла мониторинга содержится критика прибалтийских властей за санкционированные шествия бывших легионеров СС, а также неонацистские марши. В Литве они приурочены к 16 февраля — Дню восстановления литовской государственности и 11 марта — Дню восстановления независимости.
За годы нацистской оккупации в этой прибалтийской стране немцами и их литовскими пособниками из числа легионеров СС уничтожено более 200 тысяч евреев — 90% всей довоенной общины.
В Латвии 16 марта официально отмечается День памяти латышских легионеров. В этот день в Риге и других городах страны в память павших бойцов Латышского добровольческого легиона, входившего в состав войск СС, проходят шествия бывших легионеров и латышских националистов.
За время нацистской оккупации в Латвии немцы вместе с их латвийскими пособниками из числа легионеров СС уничтожили 72 тысячи проживавших в Латвии евреев — 80% от численности еврейской общины до войны.
В Эстонии ежегодно 29 июля проходит встреча ветеранов 20‑й гренадерской дивизии СС и членов националистической организации «Союз борцов за освобождение Эстонии».
К моменту полной оккупации Эстонии из пяти тысяч жителей-евреев осталось две тысячи, и все они были уничтожены к концу 1941 года.
До сегодняшнего дня Прибалтийские государства каждый раз, сталкиваясь с европейской критикой, настаивали на праве «отдельных слоев населения» на заявление своей позиции в контексте «различной исторической трактовки борьбы страны за независимость». Такая политика идет вразрез с решением Нюрнбергского трибунала относительно преступлений СС.
В его вердикте, в частности, говорится о том, что «невозможно выделить какую-либо часть СС, которая не принимала бы участия в этой преступной деятельности», а «решение о признании преступного характера обвиняемой организации является окончательным и не может подвергаться оспариванию на любом последующем процессе по делу отдельных членов организаций».
Вместе с тем эти государства продолжают проводить курс на внедрение в своих обществах идеологии, выстроенной на прославлении бывших нацистских пособников и исполнителей Холокоста в качестве «борцов за свободу». Их всячески пытаются обелить и вывести из-под уголовной ответственности, у которой нет срока давности, придав им официальный статус защитников путем уравнивания в правах с советскими ветеранами.
Так, в Латвии в конце 2017 года был принят закон о присвоении статуса участника Второй мировой войны гражданам Латвии, воевавшим в регулярных военных частях как против нацистской Германии, так и против СССР. Его нормы уравнивают положение бывших военнослужащих Красной армии и латышей, воевавших на стороне Третьего рейха.
В свою очередь, в Литве в конце 2017 года парламент проголосовал за объявление 2018 года в стране годом «партизана» Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса, боровшегося с советской «оккупацией». Это было сделано несмотря на протесты Израиля в связи с наличием доказательств причастности Раманаускаса-Ванагаса к уничтожению евреев в ходе немецкой оккупации страны.
Всё это стало возможным благодаря политике литовских властей, которые на протяжении последних двадцати лет проводят последовательную линию на героизацию нацистских пособников, посмертно присуждая им высшие государственные награды, открывая им памятники и мемориальные доски, а также называя в их честь улицы и парки.
Обществу, как и в случае с Украиной, навязываются национальные «герои», притом что оно глубоко расколото на тех, кто отвергает государственную идеологию по увековечиванию в камне и бронзе нацистских коллаборационистов, и тех, кто оправдывает соотечественников, которые убивали своих же граждан по идеологическим соображениям — за «свободу».
Такая последовательная линия прибалтийских властей на фальсификацию современной истории, попытки уравнивания нацистского и советского режимов, героизацию нацистских пособников не только грубым образом нарушают международные резолюции, но и создают благоприятную почву для проявления антисемитизма, расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. Европе рано или поздно придется вплотную заняться этой проблемой, чтобы не допустить укоренения в этих государствах ЕС неонацистской идеологии.
Дальнейшие шаги Варшавы на международном уровне по признанию Волынской резни геноцидом, которые могут последовать за ужесточением национального законодательства, будут только способствовать усилению международной кампании по противодействию героизации нацизма.
Сегодня Польша громко заявляет об ответственности Украины за военные преступления в ходе Второй мировой войны и героизацию нацизма. Завтра такие претензии могут быть предъявлены уже Прибалтийским государствам. И в первую очередь Литве, где местные пособники нацистов массово истребляли польских евреев.