×
Политика Политика

Евродепутат Яна Тоом: «Международная изоляция России оказалась блефом»

Источник изображения: valimised.err.ee

Последние решения России относительно закрытия проекта «Южный поток», а также укрепление энергетического альянса с Турцией и Китаем свидетельствуют о том, что политика западных стран привела не к изоляции, а лишь к переориентации России на новых партнеров. Но есть ли при этом будущее у отношений России и ЕС? О перспективах российско-европейского диалога и о роли, которую должны играть в нём русские общины Эстонии и Латвии, в рамках выступления на VIII Европейском русском форуме рассказала евродепутат от Эстонии Яна ТООМ:

- Сейчас Россия и Европа находятся в состоянии неприятного противостояния. До начала работы в Европарламенте я была депутатом национального парламента Эстонии, основная часть моего электората – русскоязычное население. Я придерживалась гораздо более оптимистичных взглядов по части российско-европейского диалога до тех пор, пока не попала сюда. Здесь мне в первые же недели показалось, что мы больше не можем вести диалог, и совершенно непонятно, как выходить из сложившегося тупика. После катастрофы малайзийского Boeing казалось, что говорить две стороны уже не будут. Разные фракции собирались на всевозможные семинары, где в точке зрения партнера по диалогу видели зеркальное отражение своей собственной. На самом деле, люди и обсуждать-то все это не очень хотели. Если и приглашались гости, то лишь те, что разделяли позицию принимающей стороны на 150%, но ведь в таком случае настоящего диалога не выйдет.

Буквально недавно в Брюсселе прошел семинар «How to deal with Russia?». Мы предложили бы альтернативный, под названием «There is no Russia?», так как, быть может, пора уже вести речь о том, чтобы окончательно вычеркнуть эту страну из сферы международных взаимоотношений, дабы не портить друг другу настроение? Впрочем, если говорить серьезно, то постепенно наступает некоторое потепление в отношениях двух сторон.

Ведь логика санкций на самом деле контрпродуктивная. Когда мои эстонские коллеги одной рукой голосуют за новые антироссийские ограничения, а другой на следующий день подписывают бумагу с просьбой компенсировать понесенные в результате санкций убытки… Мне это кажется несколько непоследовательным.

Однако какой-то выход мы просто обязаны найти. Сейчас, на мой взгляд, мы находимся на стадии переходного периода, когда степени влияния США и Запада быстро снижаются, а в основе политических решений лежат экономические вопросы. И политический вес воплощается во вполне конкретные экономические блага. США и Европе сложно мириться с тем, что кто-то бросил вызов их гегемонии. Россия волей-неволей представляет собою угрозу для привычного им порядка вещей. Нормализация отношений, очевидно, будет возможна лишь тогда, когда мы достигнем какого-то баланса, равновесия сил. Но какой будет эта модель, мы пока не знаем, и сложно строить прогнозы.

Все-таки в этой нашей риторике даже самые либеральные либералы уже понимают, что разногласия касаются не Крыма и Украины, а гораздо более фундаментальных вещей. Все уже видят, что международная изоляция России оказалась в каком-то смысле блефом. Значит, будут изыскиваться новые способы давления на Кремль.

Честно говоря, я думала, что в прошлом году прошла уже огонь и воду, когда судилась с полицией безопасности Эстонии. Однако сегодня на пороге Европарламента меня поджидали корреспонденты эстонского телерадиовещания, которые, как правило, вообще никакого интереса к моей работе здесь не испытывают. Теперь я точно знаю, какой сюжет покажут вечером по новостям - идентичный тому, что вышел, когда я проголосовала против антироссийских санкций. Заголовки тогда гласили: «Жданок нашла себе подружку».

Картина мира настолько черно-белая, что уже даже и неинтересно. А с другой стороны – страшно. Оперируя в полемике такими «зипфайлами», мы не сможем договориться. Здесь таится довольно глубокое разочарование русскоязычной диаспоры в Эстонии. Нам казалось, что мы как русскоязычная община, как любая диаспора за рубежом, имеем достаточно тесные связи не только со страной проживания, которую все очень любим, но и с Россией. В глупой славянской наивности мы были уверены, что могли бы стать тем мостиком, который позволит наладить отношения в кризисной ситуации. Однако, к сожалению, спрос на эту услугу полностью отсутствует. Причем с обеих сторон.

И в этом смысле роль медиатора (о которой замечательно Юрий Михайлович Лотман как-то сказал, что у этой мембраны, находящейся между двумя общинами, наиболее ответственная роль именно в такие критические периоды) как будто бы никому и не нужна.

Однако теперь, когда мы с Татьяной Жданок и другими нашли друг друга, надеюсь, что у нас получится объединить силы. И члены моей фракции в Европарламенте – либералы - готовы слышать и воспринимать аргументы. У нас разворачиваются очень непростые дискуссии, и уже нет того единодушия, что присутствовало в самом начале нашей работы. Наверное, не зря во время последней резолюции по России голосование проводилось уже при помощи поднятия рук, а не электронным путем. Мне показалось, это было сделано, чтобы спрятать расстановку сил – кто за, а кто – против. Хотелось бы знать еще и количественный состав этого голосования.

Вообще, надо говорить чаще. Не бояться этого делать. Хотя не трусить сложно, поскольку существует не только давление на страны, но и давление общественного мнения, которому сложно противостоять. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров