Президент Украины Владимир Зеленский столкнулся с первыми серьезными акциями протеста: тысячи людей в столице и регионах выходят на организованные митинги под лозунгом «Нет капитуляции». Журналисты уже окрестили происходящее «Штайнмайер-майданом». Символично, что поводом для нового шабаша радикалов стала «формула», которую предложил президент Германии и подписать которую Киев буквально заставили европейцы. Таковы горькие плоды «революции достоинства»: в 2014 году украинцы выходили на майдан за «европейский выбор», а теперь вышли против европейской политики.
Идейным вдохновителем «Штайнмайер-майдана» стал лидер «Национального корпуса» (запрещен в России — прим. RuBaltic.Ru) Андрей Билецкий. По окончании последнего заседания Трехсторонней контактной группы (ТКГ) в Минске он начал выводить людей на улицу, а 2 октября объявил, что акция протеста становится бессрочной.
«В Минске власть подписала так называемую формулу Штайнмайера, и это совсем не тот мир, о котором так много говорит Зеленский. Это — сдача Украины на условиях Путина», — убежден «белый вождь».
Его позицию разделяют представители трех оппозиционных парламентских фракций — блока «Европейская солидарность», «Батькивщины» и «Голоса». В ближайшее воскресенье на майдане должно состояться некое вече. Уже объявлено о создании Движения сопротивления капитуляции, к которому присоединились многие известные личности: почетный президент Киево-Могилянской академии Вячеслав Брюховецкий, экс-министр образования Сергей Квит и другие.
Чего хотят эти люди, решительно непонятно.
Если у Евромайдана были понятные требования (подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом, позже — отставка Януковича), то у новоявленных борцов с «капитуляцией» их попросту нет.
Даже отозвать согласие украинской стороны на «формулу Штайнмайера» они, вопреки здравому смыслу, не требуют. Вместо этого звучат ультиматумы, которые Зеленский, судя по его риторике, и без того намерен выполнять (например, добиваться проведения выборов в Донбассе под административным и военным контролем Украины).
В общем, действо довольно скучное, бессмысленное и бесперспективное — у президента слишком большой запас прочности, чтобы израсходовать его после подписания странной бумажки, к которой не знают как относиться 60% опрошенных граждан. Пожалуй, неподдельный интерес вызывает только «начинка» нового майдана.
Острие протестов в центре Киева направлено не только против «извечного врага» в лице России, но и против западных покровителей Украины.
Ненавистную «формулу» проведения местных выборов в Донбассе предложил экс-министр иностранных дел, а ныне президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Этот неприятный факт Петр Порошенко попытался дезавуировать нелепыми заявлениями о том, что никакой «формулы Штайнмайера» не существует — на самом деле ее придумал Путин. У некоторых псевдоэкспертов есть другая версия: формальное предложение все-таки сделал представитель Германии, но идея принадлежит президенту России.
Как бы то ни было, сам Штайнмайер от авторства не отказывался, а его страна горячо приветствовала утверждение «формулы», которая возмутила украинских националистов.
На подписание документа Зе-команда была вынуждена пойти под напором Франции. В меньшей степени — Германии, которая временно пребывает в геополитической прострации, и Соединенных Штатов, где нет единого мнения по поводу завершения войны в Донбассе. Но лидеры всех трех стран дружно поприветствовали этот шаг и выразили надежду на продолжение процесса мирного урегулирования.
То, на что они надеются, в лексиконе украинских «патриотов» именуется «зрадой» и «капитуляцией».
По большому счету, организаторы «Штайнмайер-майдана» совершили фальстарт. Если Зеленский будет придерживаться декларируемой им политики, то никаких выборов «по сценарию Кремля» в Донбассе не будет (как и выборов вообще). Радикалов это вполне устраивает. Но в том-то и дело, что на душе у них неспокойно. Билецкий и компания предвосхищают колоссальное давление Запада на Зеленского. И чтобы президент Украины не вздумал «прогнуться», нужно постоянно держать его в напряжении.
На «Штайнмайер-майдане» кристаллизуется концепция войны на два фронта, о которой уже не первый год говорят националисты.
Тот же Билецкий убежден, что его страна противостоит не только России, но и алчным западным державам, которые под шумок обирают «нэньку». Правда, во времена Порошенко враги Украины действовали разобщенно. А теперь начали координировать усилия.
Государствами «старой Европы» список «предателей» не ограничивается.
При предыдущем президенте Украина испортила отношения практически со всеми своими западными соседями.
В особенности с Польшей, которая не желает мириться с героизацией Бандеры, и с возмущенной языковым законом Венгрией.
Но если в отношениях между Киевом и Варшавой при Зеленском наметилась заморозка конфликта, то венгры продолжают блокировать заседания комиссии Украина — НАТО. Более того, министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто уже пригрозил соседям «дальнейшими мерами» за отказ пересматривать скандальный закон об образовании. По его словам, никаких конкретных шагов для решения языковой проблемы Зе-команда не предпринимает — только заявления делает.
Даже братья-прибалты — и те подложили свинью.
Сначала министр внутренних дел Эстонии предлагает отобрать у Украины «безвиз», а затем президент Керсти Кальюлайд говорит, что Европа устала от Незалежной.
Вишенкой на торте стали откровения Дональда Трампа о «замораживании» военной помощи для ВСУ. Выясняется, что президент США посчитал нецелесообразным тратить деньги на своего верного союзника: «На Украине до него (Зеленского — прим. RuBaltic.Ru) была колоссальная коррупция, больше, чем в любой другой стране мира. Фактически она считалась одной из самых коррумпированных стран в мире. Мне не хотелось давать деньги стране, которая настолько коррумпирована… Мне не нравится, когда моя страна остается в дураках».
Поразительный контраст по сравнению с ситуацией пятилетней давности, когда не помогать Украине считалось неприличным. Все это участники «Штайнмайер-майдана» готовы припомнить Западу.
Начало президентства Зеленского обернулось для Украины попранием идеалов «революции достоинства».
Зимой 2014 года люди митинговали за европейскую интеграцию. Но через пять с лишним лет выясняется, что Европа, по определению Макрона, должна простираться «от Лиссабона до Владивостока». Зачем такая Европа нужна украинскому «патриоту»?
Впрочем, не стоит упрощать картину Евромайдана. Даже тогда националисты в большинстве своем были равнодушны к идеалам европейской цивилизации и руководствовались собственными больными фантазиями о возрождении «подлинно украинской» державы. На фоне тех, кто рвался в ЕС, они были не слишком приметны. Но сегодня этих людей уже никто не оттянет.
Майдана с приставкой «евро-» на Украине больше не будет. Скорее наоборот: радикалы начинают протест против присоединения Зеленского к «пакту Путина — Макрона».И чем дальше зайдет процесс мирного урегулирования в Донбассе, тем сильнее будут антиевропейские настроения.