В конце сентября газета Latvijas Avīze решила поставить на место российский интернет-ресурс «Взгляд», опубликовавший статью «Обмануть советских русских оказалось слишком просто». И началась на просторах интернета война. По одну сторону окопов убежденность, что русских в Латвии в начале 1990-х просто использовали, а затем выкинули за борт, как ненужный груз. По другую, аккурат к выборам в Сейм, — «гнев и трепет» латышских националистов о якобы мифе активного участия русских в их «освободительной войне».
Спор не праздный. За два дня до парламентских выборов затянувшаяся дискуссия резко переросла в плоскость «добьет ли новый Сейм русских по части их политических и гражданских прав». Интересна и другая интерпретация, вытекающая из вопроса: не добьют ли правящие, в случае примерно такого же, удачного для них расклада, сами свою страну?
Для начала следует сказать, что все разговоры нацпатриотов вокруг «освободительной войны» не выдерживают никакой критики. Латвию, как и все прочие советские республики, пригласили на «парад суверенитетов», дав возможность реализовать свое право на самоопределение. Кто и как до сих пор распоряжается этой независимостью — это как раз и есть вопрос.
Что касается идейной повестки «Народного фронта» Латвии, то на 2-м Конгрессе (1989-й год) уже во втором пункте значится: «НФЛ выступает за то, чтобы гражданство получили постоянные жители Латвии, которые декларируют свое желание получить гражданство Латвии и недвусмысленно связывают свою судьбу с Латвийским государством».
И в следующем, третьем пункте НФЛ обязуется «обеспечить права человека и свободы на территории Латвии каждой персоне независимо от расы, цвета кожи, пола, национальности, религиозных или политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения, занимаемой должности, рождения или других обстоятельств».
Отрицать два основополагающие столпа — гражданство и права человека— в программе НФЛ невозможно. Эмоциональной составляющей может служить совместная акция «Балтийский путь» (август 1989-го года), цепочка, образованная из взявшихся за руки латышей, литовцев, эстонцев и русских (в широком смысле) по территории трех Прибалтийских республик.
Отцы-основатели НФЛ не скупились на обещания. Более того, в газете «Комсомольская правда» в конце 1980-х было опубликовано интервью с одним из основателей НФЛ Дайнисом Ивансом под многозначительным заголовком «Ни о каком выходе из Союза речь не идет». Справедливости ради стоит отметить, что принятый Сеймом позже закон о гражданстве, когда в одночасье негражданами стала треть населения, послужил причиной его ухода из парламента.
«Я был единственным, кто не проголосовал. Я очень хорошо помнил наши обещания», — говорил в интервью Иванс через десять лет.
Таким образом, вопрос об «освободительной борьбе» латышей за свою независимость на повестке дня стоит только у национально озабоченных политиков.
Эта тема — вечная, поскольку по факту «освободительная борьба» действительно целенаправленно ведется, только против русских — и своих, и чужих. И приведет она, в конечном счете, к уничтожению самого государства Латвии.
Такова позиция простых латышей, тех, кто не зомбирован местной пропагандой. Имеет свое, особое от политиков мнение и латвийская интеллигенция. Профессор и доктор наук латыш Артур Приедитис в разговоре с аналитическим порталом RuBaltic.Ru назвал «чушью и вредной ересью» публикации в латвийской прессе, где подчеркивается тезис о том, что русские Латвии никогда не поддерживали независимость Латвии.
— Мой опыт в годы «перестройки» и позже говорит ровно об обратном. Советский Союз сделал из Латвию жемчужину. Ею она была и для латышей, и для русских. Марки продукции заводов были брендами! Маленькая страна кормила и себя, и соседей. Вспомните латвийских ученых, поэтов, писателей, артистов, художников — их читали, смотрели, считали родными миллионы. Они чувствовали свою востребованность и через огромную аудиторию как раз и сделали Латвию такой узнаваемой.
Затем, когда вся огромная страна устала от [Михаила] Горбачева, даже в русском городе Даугавпилсе, где я прожил 17 лет, все поддержали идею создания независимого государства.
В начале 2000-х стало очевидно: надежды не оправдались ни у латышей, ни у русских.
Я выдам вам такое откровение: если кто в 2004 году в Латвии и не хотел независимости, так это сами латыши, и особенно латышская интеллигенция Риги, которая не хотела брать на себя политическую и экономическую ответственность, доверяя Брюсселю.
Все тезисы, упомянутые в отчетах латвийской прессы, основаны на статистических данных, которым я не доверял ни в советское время, ни в постсоветский период.
Но самое главное — сам вопрос поддержки или не поддержки независимости Латвии не имеет абсолютно никакого смысла. Можно и нужно изучать, почему рухнул СССР и что появилось на его месте. Можно и нужно говорить о том, что дала независимость каждой из республик СССР.
В контексте «независимости» латыши, русские, евреи, поляки, белорусы — все мы заложники нынешнего латвийского преступного режима криминального капитализма. Ведая об этом или нет, мы все на краю пропасти: гибели Западной цивилизации, демографической катастрофы, миграции других рас на нашу территорию.
Выборы в новый Сейм Латвии уже через два дня. Подводя итог, вспомним, что за последний год латвийские парламентарии в окончательном варианте отвергли законопроект по автоматическому присвоению гражданства Латвии новорожденным детям неграждан, приняли закон о переходе нацменьшинств на обучение в школах исключительно на латышском языке и о запрете учиться на русском (даже в частных вузах).
Постоянно проживающих неграждан в Латвии сегодня около 230 тысяч человек — одна шестая всего населения. Эти люди не могут ни избираться в органы власти, ни даже избирать. Они поражены в правах на многие профессии.
Нормой стали задержание и аресты политических оппонентов. Вспомним: «Народный фронт Латвии» обязуется «обеспечить права человека и свободы на территории Латвии независимо от его расы, цвета кожи, пола, национальности, религиозных или политических убеждений...»
Грядут выборы, новый Сейм даст Латвии новых героев. Или старых. По мнению Артура Приедитиса, «часть латышского общества до сих пор живет в стране сказочных иллюзий».
«Восприятие действительности этой части общества основано на исторических мифах, откровенном политическом лицемерии и нежелании принимать реальность такой, какова она есть. Реальность же такова, что многие наши национальные герои на самом деле являются нашими национальными предателями и криминальными авторитетами. Это не слова, а факт: каждый год из бюджета Латвии околополитическая мафия уводит больше пяти миллиардов евро», — отметил профессор.
Увы, подавляющее большинство латвийских подданных не верит своим политикам. Об этом говорят все опросы с целью узнать общественное мнение. По сути, люди голосуют каждый день — ногами, покидая свою страну. Более того, экономический фактор переселенцев из Латвии стоит на втором месте, среди высокообразованных и ориентированных на будущее эмигрантов резко выросло влияние общего разочарования от своих непредсказуемых политиков, отсутствия перспектив для себя и своих детей.
Профессор Приедитис еще более скептичен в оценке результатов выборов. На последний вопрос, верит ли он в какие-то возможные изменения, был получен короткий ответ: «Нет! Не верю! Данная криминальная государственность сохранится, изменения могут быть только в худшую сторону».
Перефразируя известную фразу «хотят ли русские войны», невольно задумываешься: а хотят ли латыши такой независимости?