Украинско-венгерский конфликт вышел на новый виток обострения. Он дошел до стягивания войск к границе, угроз разрыва дипотношений и перехода на личности в обмене жесткими заявлениями между Киевом и Будапештом. При таком уровне отношений со страной ЕС и НАТО самой Украине путь и в ЕС, и в НАТО закрыт окончательно.
«Разжигание ненависти к венграм, инициированное и возглавляемое властями Украины, не прекратится, пока у власти находится действующий президент, поскольку, по его мнению, это дает ему общественную поддержку в условиях низкого рейтинга», — заявил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто. Глава венгерского МИД выразил надежду на скорую смену власти в Киеве.
Киев на вмешательство венгерского министра во внутреннюю политику и раздачу оценок рейтингам главы государства отреагировал невесть каким за последние месяцы вызовом венгерского посла «на ковер» в МИД Украины, а также анекдотическим включением Сийярто в базу данных «сепаратистов» и «агентов Кремля» сайта «Миротворец».
Но шутки шутками, а дело меж тем принимает нешуточный оборот.
Под аккомпанемент обмена дипломатическими «любезностями» Украина начала стягивать к границе с Венгрией войска.
Венгерская делегация подняла эту тему на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Петер Сийярто сказал, что не видит смысла в действиях украинских властей: со стороны Киева «довольно необычно перебрасывать войска к границе страны — члена НАТО».
Украина сама рвется в НАТО, поэтому бряцать оружием на границе Североатлантического альянса и в самом деле на редкость странное поведение. Между тем именно Венгрия заблокировала «незалежной» путь в НАТО, громко и отчетливо пообещав, что будет противодействовать дальнейшему сближению Киева с военно-политическим блоком до тех пор, пока правящие на Украине националисты не гарантируют права венгерского меньшинства в Закарпатье.
От Киева потребовали отказаться от принудительной ассимиляции украинских венгров и не трогать венгерские школы, иначе Будапешт Украину в НАТО не пустит. Этот ультиматум прозвучал год назад. За этот год ситуация стала еще хуже.
Венгерско-украинские отношения катятся под откос: дошло до подозрений в подготовке украинскими националистами этнических чисток венгров Закарпатья со стороны Будапешта и подозрений в подготовке аннексии Венгрией Закарпатской области со стороны Киева.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан учредил министерство по делам Закарпатья. Уполномоченный министр по Закарпатью будет отвечать в венгерском правительстве за развитие Закарпатской области Украины и реализацию программы поддержки школ и детских садов Карпатского бассейна, включая украинскую его часть.
Шок украинских дипломатов понятен: правительство Венгрии распространяет свою юрисдикцию на территорию Украины. Но Будапешту и этого мало: в борьбе за права соотечественников в Закарпатье он идет напролом.
Венгерское консульство в закарпатском Берегово (населенном преимущественно венграми) поймали на том, что оно массово и втайне от украинских властей раздает местным жителям венгерские паспорта. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин в бешенстве обещал депортировать венгерского консула в Берегово. В Будапеште тут же ответили, что в ответ на депортацию консула они немедленно вышлют украинских диппредставителей.
Киев с Будапештом сегодня дошли до угрозы разрыва дипломатических отношений.
Переброска украинской армии в Закарпатье в сложившейся ситуации — как вишенка на торте. И хоть реальный переход венгерско-украинского конфликта в военную плоскость — это все же гранью фантастики, степень ожесточения в отношениях бряцание оружием на границе показывает идеально.
Словесная же война между столицей на Днепре и столицей на Дунае уже идет полным ходом. Венгерские СМИ пишут о разгуле нацизма на Украине. Политики говорят об угрозе жизни и здоровью венгров Закарпатья. Глава правительства Виктор Орбан без обиняков заявил, что он не видит больше Украину ни в ЕС, ни в НАТО.
Украинские СМИ, в свою очередь, пишут про «второй фронт гибридной войны» в Закарпатье. Активисты Майдана на акциях у венгерского посольства объявляют Венгрию «второй страной-агрессором». Их позиция близка официальной: украинский МИД в одной из многочисленных нот протеста, направленных в Будапешт, указал, что заявления Орбана «отражают подходы страны-агрессора».
«Свидомая» общественность Украины единодушна: за политикой Венгрии стоит Кремль. Не зря же Орбан считается ближайшим союзником Путина в Европе. Он агент Кремля — вот и вся причина антиукраинской политики Будапешта.
Правда, при таком подходе приходится признать, что и в Польше во власти окопались «агенты Кремля». Ярослав Качиньский с той же категоричностью, что и Орбан, обещал, что «Украина с Бандерой в Европу не войдет», а его союзником Путина никак не назовешь.
На самом деле европейский путь для Украины закрыл сам украинский национализм, в силу своей невменяемости умудрившийся переругаться с западными соседями «незалежной» — членами ЕС и НАТО.
«Не Венгрия приняла недружественные меры против Украины, а наоборот. Не в Венгрии, а на Украине приняли закон об образовании, который препятствует образованию национальных меньшинств на родном языке. На Украине уже существующие полученные права меньшинств находятся под угрозой. Это означает, что Украина идет против своих международных обязательств, а также Соглашения об ассоциации Украина — ЕС и программы подготовки Украины к вступлению в НАТО», говорится в официальном заявлении венгерского правительства.
Это заявление означает, что Венгрия не пустит Украину ни в ЕС, ни в НАТО. Но и сами эти организации к себе бы Украину не приняли, даже если бы Будапешт не блокировал европейскую и атлантическую интеграции Киева. О каком членстве Украины может идти речь при таком уровне отношений со страной — членом ЕС и НАТО?
Так что для Брюсселя и Монса грозное обещание Венгрии закрыть «незалежной» все двери на Запад — удобный предлог, чтобы выставить «це європейців» за порог.
Мол, и рады были бы видеть вас в своих рядах, очень ценим ваши интеграционные устремления, но сами видите, какая закавыка выходит…
Пресловутому же Кремлю для того, чтобы не пустить Украину в ЕС и НАТО, и делать ничего не надо. Просто смотреть и получать удовольствие от того, как украинский национализм делает за него всю работу.