В октябре 2018 года пройдут выборы латвийского Сейма. Агитация уже стартовала: партии пытаются расширить свой электорат и завоевать доверие у общества. Властные структуры тем временем начинают говорить о возможном вмешательстве Кремля в избирательный процесс. Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией заявило о готовности принять крайние меры — заблокировать Facebook с мая по октябрь с целью обезопасить страну от внешнего вмешательства. О повестке парламентских выборов, влиянии соцсетей на настроения избирателей и партийных стратегиях аналитический портал RuBaltic.Ru поговорил с латвийским экономистом и политологом Нормундом ГРОСТИНЬШЕМ:
— Г‑н Гростиньш, до парламентских выборов в Латвии осталось менее полугода. Могли бы Вы рассказать о сегодняшней расстановке политических сил? Какие из политических партий пройдут в Сейм? С каким результатом?
— С 1991 года каждый следующий состав Латвийского парламента имел всё более и более низкую квалификацию депутатского корпуса. Это, конечно, отражалось на законодательстве. Таким образом, в стране идет ускоряющаяся деградация. Все партии, идущие на выборы, крайне ослаблены. Начнем с крупнейшей: «Согласие» на прошлых выборах потеряло семь мандатов (в латвийском парламенте 100 депутатских мест — прим. RuBaltic.Ru), на выборах Европарламента потеряло половину своих мандатов, а единственный избранный от «Согласия» евродепутат Андрей Мамыкин потом покинул партию. На муниципальных выборах Риги партия также потеряла семь мандатов.
На этих выборах «Согласие» ждет дальнейшее падение, а их главный конкурент, Русский союз Латвии, может уверенно пройти в парламент. Жестокая борьба ожидается в треугольнике Национальное объединение — «Единство» — Новая консервативная партия. У них идентичный электорат, и «Единство» рискует не пройти 5‑процентный барьер.
В стороне будет вегетировать Союз «зеленых» и крестьян (СЗК). В парламент они пройдут, но это будет трудно и дорого. Для всех остальных — и это одинаково касается также Регионального объединения и «От сердца — Латвии» — прохождение в парламент зависит от способности создать предвыборную коалицию. За кулисами идут интенсивные переговоры, и до подачи списков результат прогнозировать рановато.
— Какой будет конфигурация правящей коалиции?
— Наиболее вероятным сценарием является коалиция из СЗК, Нацобъединения и «новых консерваторов» или кого-то из мелких латышских партий вместо «консерваторов». Это означает продолжение существующей политики, рост внешнего долга, продолжение бегства населения из разваливающегося Латвийского государства.
— Есть ли на грядущих выборах «темная лошадка», чей потенциал пока недооценен?
— Нет. Принца на белом коне на горизонте не видно. У власти останется примерно та же публика, что и сейчас. «Новые консерваторы» в лице своих лидеров были у власти десятилетиями, даже на уровне министров, и ничего свежего от них ожидать не стоит. Результат выборов будет иметь тяжелые последствия для экономики, демографии и в целом для будущего Латвии.
— Какова будет повестка грядущих выборов? О чём будут говорить политические партии?
— Услышим много-много очередной пустой болтовни о борьбе с коррупцией, развитии экономики, прекращении массовой эмиграции. Обязательно услышим про страшную «российскую угрозу». Никаких серьезных практических мер после выборов за этими выступлениями не последует.
— Чем между собой сегодня отличаются партии, ориентированные исключительно на латышский электорат? В чём состоят различия в политических программах «националов», «Единства», СЗК, «новых консерваторов», Регионального объединения?
— Это просто группировки политиков, спонсоров и чиновников, ведущие борьбу за право распределения госбюджета. Небольшие различия имеются только в деталях риторики. Например, «нацики» крайне низкоквалифицированы и необразованны, поэтому вместо экономических обещаний будут провоцировать национальную рознь, пугать Россией.
— Латвийское Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией заявило о готовности принять крайние меры для «обеспечения безопасности выборов в Сейм», для снижения возможности «российского вмешательства» — заблокировать Facebook. Действительно ли есть вероятность российского вмешательства в латвийские выборы через соцсети?
— Соцсети на латвийских выборах глубоко вторичны, а российское ТВ влияет только на электорат двух «русских» партий — «Согласия» и РСЛ. Раздел электората между ними не влияет на состав правящей коалиции, состав правительства. А поскольку между латышскими партиями никаких серьезных различий нет, то объясните мне, пожалуйста, кого России поддержать на латвийских выборах и с какой целью? «Нациков номер 1» или «нациков номер 2»? Как говорится, не смешите мои «Искандеры».
— Какие основные вызовы будут стоять перед Латвией после выборов Сейма? Чем придется заниматься новому правительству и парламенту?
— После выборов мы увидим практически ту же картину, которую имеем сейчас: продолжится быстрая деградация, развал экономики и социальной сферы, массовая эмиграция. Вместо уехавших латышей к нам, как в Литву и Польшу, будут приезжать бегущие из своей страны украинцы. Таким образом, регион будет постепенно становиться более славянским. Латвия в обозримом будущем жестко обанкротится, и после этого возникнет общественный запрос радикально сменить элиту. В случае массовых беспорядков, против митингующих, как и в январе 2009 года, бросят натовские войска. В 2009‑м это были солдаты KFOR (Kosovo Force) и это было большими белыми буквами написано на военном транспорте, за которым военные на глазах журналистов и ТВ укрывались от града камней.
Я понимаю, что скоро лето, избиратели смогут не платить за отопление, есть полезную и бесплатную траву и салат с огорода, слушать обещания, но осенью после выборов всё, к сожалению, вернется в свое обычное состояние.