Неладно что-то в королевстве литовском: главный политический хищник последнего десятилетия Даля Грибаускайте вот-вот сама может оказаться на месте жертвы. По данным литовских СМИ, глава государства использовала административный ресурс для продвижения собственных интересов. В Сейме уже заявили, что не исключают объявления импичмента президенту, если обнародованная информация подтвердится.
Президентство Дали Грибаускайте, кроме успешной кампании по депопуляции и агрессивных выпадов в адрес России, непременно должно запомниться жителям Литвы ее непрекращающимися разборками с политическими оппонентами. Подконтрольная первому лицу Служба специальных расследований (ССР) не успевала удовлетворять запросы главы государства. Даля Поликарповна с завидной регулярностью публично озвучивала списки «врагов народа». Во исполнение ее воли год за годом пачками штамповались уголовные дела против не устраивавших ее политических долгожителей и представителей бизнеса.
Так, Виктор Успасских и Роландас Паксас даже были вынуждены отказаться от руководства созданными ими на заре литовской демократии политическими партиями: «Порядком и справедливостью» и Партией труда. Но уход оппонентов с политической сцены не удовлетворил Грибаускайте: в ее представлении оба руководителя должны были признать свою вину и понести наказание по всей строгости закона.
Однако полноценная публичная расправа так и не состоялась ввиду того, что Успасских и Паксас являлись депутатами Европарламента и для лишения их неприкосновенности Брюсселю нужны были не сфабрикованные, а железобетонные доказательства.
Президент до последнего времени с помощью репрессивного аппарата полностью контролировала и Кабинет министров, чей предыдущий глава Альгирдас Буткявичюс и шагу не мог самостоятельно ступить в вопросах кадровой политики. Доходило до того, что президент сама, исходя из своего представления о благонадежности, диктовала через ССР, кто может претендовать на должности вице-министров, а кто нет. Достаточно было критики главы государства, чтобы тот или иной неугодный чиновник тут же сложил полномочия.
С новым правительством во главе с премьер-министром Саулюсом Сквернялисом, ставленником победившего на парламентских выборах в 2016 году Союза крестьян и «зеленых» Литвы Рамунаса Карбаускиса, ситуация стала выглядеть несколько иначе. Привычный подход Грибаускайте в виде давления частично утратил свою эффективность. Это наглядно продемонстрировало дело депутата Миндаугаса Бастиса, которого в рамках объявленной главой государства «охоты на ведьм» Сейм Литвы должен был принести в публичную жертву, но не принес. Депутаты отказались поверить голословным обвинениям Грибаускайте в том, что «российские связи» парламентария несут в себе угрозу национальной безопасности, и проголосовали против его отставки. Политик же, дабы не накалять атмосферу, предпочел отказаться от мандата, тем самым избавив законодательный орган от перспективы дальнейшего противостояния с президентом. Нужно признать, «железная Даля» своей цели всё же добилась.
Что касается бизнеса, который не защищен депутатским иммунитетом, то здесь у Грибаускайте было обширное поле деятельности. С неугодными предпринимателями она особо не церемонилась. Они зачастую становились объектом публичных оскорблений президента. Так, на выборах мэра столицы в 2015 году первое лицо публично призывала голосовать против переизбиравшегося градоначальника — бизнесмена Артураса Зуокаса. Аргументировала свою позицию Грибаускайте тем, что Зуокас — «олигарх, грабивший граждан Литвы», а также «агент Кремля». После таких ярлыков на политика неизбежно оказывалось давление со стороны правоохранительных органов.
Показателен также и коррупционный скандал вокруг концерна MG Baltic Дарюса Моцкуса, чей телевизионный канал LNK критиковал Грибаускайте в ходе ее первого срока на посту главы государства. Итогом запущенного властями расследования стал арест вице-президента концерна Раймондаса Курлянскиса, председателя правления LNK, а также отставка с поста председателя либеральной партии Элигиюса Масюлиса, обвиненного в «торговле влиянием и незаконном обогащении».
Сегодня эта, казалось бы, забытая скандальная история получила новое продолжение. Газета Lietuvos rytas опубликовала часть переписки Грибаускайте с тем самым бывшим лидером либералов Масюлисом. В обнародованных материалах президент требовала от политика повлиять на владельца концерна MG Baltic Дарюса Моцкуса, чтобы СМИ прекратили критиковать Эвалдаса Пашилиса, выдвинутого главой государства на пост генпрокурора.
Эта информация уже получила широкий резонанс. Представительница правящих «крестьян» и Комитета Сейма по вопросам права и правопорядка Агне Ширинскене заявила о том, что данная переписка, в случае подтверждения ее подлинности, могла бы стать объектом парламентского расследования. В свою очередь председатель Сейма Викторас Пранцкетис призвал президента лично дать ответы на вопросы о своих письмах обвиняемому в политической коррупции экс-руководителю партии «Движение либералов».
Что интересно, это не первый случай «слива» в СМИ неудобной для Грибаускайте информации. Несколько лет назад была обнародована секретная справка Департамента государственной безопасности Литвы с предупреждением президента о готовящихся информационных атаках России по дискредитации ее особы. Но скандал с давлением на прессу гораздо серьезнее. Тогда ответственность за утечку была возложена на пресс-секретаря президента Дайву Ульбинайте, которую, впрочем, позже оправдал Верховный суд, решив, что «предоставленная ДГБ информация не являлась государственной тайной, а ее незаконное разглашение не причинило большого урона». Если в первом случае прокуратура не смогла доказать, что именно глава государства отдала распоряжение передать секретные материалы информационному агентству BNS, то в случае с электронной перепиской речь идет о личном вмешательстве президента и попытке влияния на внутриполитические процессы.
Если подлинность электронных писем подтвердится, встанет вопрос оценки действий Грибаускайте с точки зрения нарушения присяги и Конституции.
Хватит ли правящим «аграриям» политической воли инициировать парламентское расследование, выводы которого могут лечь в основу процедуры импичмента президенту? И возможно ли повторение сценария с досрочным отрешением от должности в 2004 году Роландаса Паксаса в связи с грубыми нарушениями Конституции? Технически это возможно. Необходимый минимум для отстранения главы государства — 85 голосов. Набрать их будет непросто, но всё возможно. У «аграриев» в Сейме 54 голоса, партии «Порядок и справедливость» Паксаса — 4 голоса, Партии труда Успасских — 4 голоса, «Избирательной акции поляков Литвы» Томашевского — 4 голоса.
Все эти политические силы так или иначе сталкивались с давлением Грибаускайте и питают к ней общую неприязнь.
Есть еще расколовшиеся социал-демократы, часть которых во главе с бывшим премьер-министром Буткявичюсом также могла бы примкнуть к этой инициативе...
И всё же импичмент в Литве пока маловероятен. В стране, находящейся под внешним управлением США, политический процесс запрограммирован на годы вперед. В странах Балтии главами, как правило, становятся выращенные «под крылом» Запада элиты. Пришедший в 2003 году в Литве к власти народный кандидат Роландас Паксас стал исключением. Его победа стала полной неожиданностью для прозападного истеблишмента и своего рода системным сбоем подконтрольного Западу избирательного процесса. Ведь все прогнозы предсказывали президентский пост располагавшему поддержкой консерваторов Валдасу Адамкусу, — к слову, гражданину США, служившему в американской военной разведке. Вряд ли западные кураторы допустят второй раз подобный срыв.
Вместе с тем парламентское расследование продемонстрировало бы демократическую зрелость и готовность молодого поколения политиков к новому мышлению.