В понедельник 3 апреля спецслужбы Литвы отчитались о своей деятельности. Ежегодный доклад об угрозах стране презентовали директор Департамента государственной безопасности (ДГБ) Дарюс Яунишкис и директор Второго департамента оперативных служб Минобороны Ремигиюс Балтренас. Состав угроз довольно стандартный: внешняя политика РФ, российская пропаганда, «мягкая сила» Кремля.
Любая работа России с соотечественниками воспринимается как попытка подорвать литовский суверенитет. Культурно-просветительская деятельность считается операциями по заброске агентов влияния. Осуществлять коварные планы Москва намерена через русскоязычных жителей, поляков и татар, считают в ДГБ. Указывается, что Россия «жалуется» на Литву в ООН, ОБСЕ и другие международные организации, попрекая нарушениями прав нацменьшинств. Нашлось место известным на весь мир российским хакерам. В прошлом году ведомство и литовские СМИ рапортовали о нескольких кибератаках на Сейм, а на компьютерах депутатов обнаружились вредоносные программы.
«Прививка от стресса» и изображение Сталина
По оценкам литовских разведчиков, подрывной работой в республике занимаются сотрудники сразу трех российских спецслужб: ФСБ, СВР и ГУ Генштаба ВС России. При этом список «агентов влияния» несколько изменился. Пропало упоминание местных русскоязычных СМИ, таких как «Обзор», «Виленский курьер», «Экспресс-Неделя». Внимание ДГБ на этот раз полностью направлено на российский государственный медиахолдинг «Россия сегодня», радио и портал «Спутник» и литовский новостной сайт Baltnews.lt.
Последний обвиняется в сеянии национальной розни, освещении неугодных тем вроде Холокоста и проблем с беженцами. Досталось от спецслужб также Международному медиаклубу Format A3 и лично журналистке «КП» Галине Сапожниковой (персона нон грата в Литве). Сапожникова обвиняется в информационной войне против Литвы посредством написания книги, содержащей несколько десятков интервью с бывшими литовскими политиками и диссидентами, чьи взгляды расходятся с официальной позицией властей.
Среди «агентов Кремля» обнаружилась совсем экзотическая фигура — Валерий Синельников, известный в узких кругах народный целитель, гомеопат и эзотерик. Бородатый мужчина с внешностью типичного древнерусского волхва значится лидером фонда «Школа здоровья и радости», ведущим семинаров и тренингов, автором книг с броскими названиями вроде «Прививка от стресса» и «Тайны подсознания».
В поле зрения ДГБ гомеопат попал из-за связей с российским публицистом националистического толка Николаем Стариковым. «Вильнюсский клуб друзей Доктора В. Синельникова “Белые лебеди”» (Baltosios gulbės) через одноименное издательство в прошлом году пытался подарить литературу за авторством Старикова литовским библиотекам. Сделать это хотели под Рождество.
В одной из библиотек Алитуса увидели фотографии Сталина на обложке и цитаты «отца народов», после чего тотчас подняли тревогу. От книжек быстро отказались, а инцидент перекочевал в отчет спецслужб в качестве примера «гибридной войны».
Другим образцом российского влияния называется шумиха вокруг строящегося Дома Москвы в Вильнюсе. Против его появления жестко выступает столичный мэр Ремигиюс Шимашюс. В декабре суд аннулировал разрешение на строительство. Несмотря на это, отмечают в ДГБ, Москва будет впредь всеми силами добиваться сооружения «своего» здания в центре Вильнюса.
24 часа на атаку
Что касается военного аспекта угроз, спецслужбы по-прежнему сетуют на «милитаризацию» соседней Калининградской области.
По подсчетам разведки, для нападения на Литву россиянам потребуется 24–48 часов.
На эту информацию моментально отреагировал министр обороны Раймундас Кароблис. Это — четкий сигнал для НАТО, сказал он. Серьезно литовцев беспокоит модернизация российской армии, и в особенности грядущие учения «Запад-2017». Российско-белорусские маневры назначены на 14–20 сентября. В них планируют задействовать 13 тысяч военнослужащих.
В Литве к учениям готовятся как к настоящему вторжению извне. Президент Даля Грибаускайте, в частности, назвала их подготовкой к войне с НАТО. ДГБ в связи с этим предупреждает о возможных военных провокациях и «предумышленных инцидентах» на границах с Польшей и Литвой. Ранее неоднократно говорилось, что Беларусь будет использоваться для гипотетической атаки российских войск на Запад.
Провокация конкуренции
На экономическом фронте спецслужбы больше всего волнует активность «Росатома» и «Газпрома». Костью в горле Литвы остается строящаяся Островецкая АЭС в Беларуси. Вспомнить решили и о Балтийской АЭС в Калининградской области, которая, по словам ДГБ, может быть «разморожена». Отдельно прописываются усилия Москвы по перенаправлению грузовых потоков с балтийских портов на собственные.
Это, пишет ДГБ, «провоцирует конкуренцию между транспортными компаниями стран Балтии, что может стать предпосылкой раскола стран Балтии по наиболее важным вопросам экономической безопасности региона».
Нельзя не отметить, что чаще в странах Балтии Россию обвиняют ровно в обратном — в монополизме, в попытке диктовать собственные условия. ДГБ же делает вывод, что Москва стремится разрушить единство трех республик, стимулируя внутреннюю конкуренцию на рынке.
«Польский вопрос»
Местные польские политики традиционно считаются «агентами Кремля». Лидера «ИАПЛ» Вальдемара Томашевского консерваторы обвиняют в этом регулярно.
ДГБ остался верен себе и заявил, что предоставление «исключительных прав» польской общине создаст предпосылки для того, чтобы Россия потребовала аналогичные права и статус для русских во всех странах Балтии.
Подобная формулировка озадачила не только присутствующих на пресс-конференции журналистов, но и вполне мейнстримных политологов. Кястутис Гирнюс, доцент Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета, указал на то, что положение нацменьшинств — политика, а не безопасность и права русских и поляков не обязательно связаны друг с другом. Мысль о том, что ДГБ нарушил границы собственной компетенции, высказал и доцент Университета Витаутаса Великого Анджей Пушкто.
«Давайте не будем забывать истории, при которых пытаются создать определенные независимые территории в самой Литве, здесь есть угроза сепаратизма, — отбивался глава ДГБ Яунишкис. — Россия пытается использовать именно диаспоры, которым, возможно, не хватает внимания в Литве, и считает, что раз нет достаточно внимания, то можно влиять через эту призму».
Он уточнил, что речь не идет ни об извечном споре вокруг написания польских имен и фамилий, ни об эфемерной идее автономии Вильнюсского края. Что имел в виду под «исключительными правами» поляков ДГБ, пока остается неясным. Однако очевидно, что отсылки к сепаратизму навеяны виртуальной «Виленской народной республикой».
Провозглашение данного «непризнанного государства» в «Фейсбуке» два года назад вызвало нешуточный переполох и панику в литовском обществе. Примечательно, что литовские поляки тогда стали первыми, кто открестился от этой затеи, назвав «республику» дешевой провокацией.
Не менее примечательно, что выпад ДГБ против поляков прозвучал на фоне «перезагрузки» литовско-польских отношений, объявленной правительством Саулюса Сквернялиса.
Параллельно с новым курсом МИД в Сейме организовали специальную «Группу 3 мая», призванную заботиться о литовских поляках.
Польские власти совершили несколько ответных жестов. Варшава наконец-то официально присоединилась к литовскому бойкоту Островецкой АЭС. Ранее польская общественность строго осудила предложение запретить на законодательном уровне «литовский национализм», благодаря чему законопроект отозвали. Выставление польского меньшинства в качестве орудия Кремля не может не сказаться на климате двусторонних отношений.
Агент без имени
ДГБ отчитался о раскрытии минимум двух российских агентов. Первый — сотрудник ФСБ Сергей Кулешов, якобы занимающийся вербовкой литовцев на границе с Калининградской областью. Спецслужбы просят граждан сообщать о встречах с ним и любую информацию о нём. Второго агента показали на фотографии. Молодой человек с необычной прической (выбритые виски) одиноко сидит между пустых стульев на одном из мероприятий.
По версии ДГБ, под видом дипломата он посещал различные конференции. Журналисты задали резонный вопрос: почему не назвать его по имени?
Ответ Яунишкиса был неожиданно деликатным: «Не думаю, что сейчас время для предания огласке его фамилии или имени, посмотрим, какими будут дальнейшие действия». «Мы применяем аспект вежливости, — добавил начальник ДГБ. — Может, одумается, поймет, что мы хотим этим сказать». Таким образом, вместо того, чтобы арестовать и депортировать «засветившегося шпиона», литовцы, надо полагать, надеются, что у предполагаемого разведчика проснется совесть и он исправится.
Денежные трудности
До последнего момента у ДГБ были проблемы с деньгами и репутацией. Оппозиция открыто называла Департамент инструментом политических интриг. Утверждалось, что во время схватки за власть при помощи «секретных справок ДГБ» президент Грибаускайте устраняет конкурентов. Подобный фон существенно портил имидж спецслужб.
Возглавивший Департамент госбезопасности в апреле 2015 года Яунишкис должен был вдохнуть в разведку новую жизнь. Для этого ему пришлось повоевать за бюджетные потоки. Осенью Минфин планировал «урезать» ассигнования на ДГБ на 54 тысячи евро. В Министерстве назвали меру «небольшой каплей». Яунишкис настаивал, что финансирование его ведомства, наоборот, следует увеличить. Новость о сокращении финансов он назвал «странной и нелогичной».
Борьба с «российской угрозой» позволила перенаправить значительные ресурсы на армию и силовой блок. Разумеется, в ДГБ не желали остаться за бортом. В Департаменте запросили дополнительные миллионы на новых сотрудников и технологии.
В ходе драки за бюджет Яунишкису удалось заручиться поддержкой оборонного комитета Сейма. В итоге вместо планируемого сокращения вливания в ДГБ выросли на 1,5 млн евро.
Отрабатывая полученные деньги, Департамент развернул большую активность. Была открыта «горячая линия», выпущены агитационные ролики о том, как распознавать шпионов, прозвучало обещание начать большую работу в соцсетях. Дела у ДГБ снова пошли в гору. Недавно в вильнюсском микрорайоне Пилайте торжественно открыли новый комплекс зданий, куда постепенно будут переезжать сотрудники.
С новой силой
Вместе с пропагандой активизировалась ловля шпионов. В январе по запросу ДГБ остановилось строительство AmberCore, крупнейшего дата-центра страны. Компанию Arcus Novus, реализующую проект, уличили в связях с россиянами. ДГБ предупредил, что ценная информация с дата-центра пойдет прямиком в ФСБ.
Затем «агент Кремля» был обнаружен в руководстве Сейма. Вице-спикера Миндаугаса Бастиса обвинили во всех грехах сразу. Среди его контактов ДГБ нашел и функционеров «Росатома», и журналиста ВГТРК Эрнеста Мацкявичюса, и экс-агентов КГБ, и связанную с россиянами каунасскую мафию. «Дело Бастиса» произвело эффект разорвавшейся бомбы, став звездным часом обновленного Департамента госбезопасности под руководством Яунишкиса.
Подозреваемый мгновенно лишился поста вице-спикера, против него инициировали процедуру импичмента. К расследованию так или иначе подключились все подряд: от парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне до президента. На помощь позвали даже двух экс-директоров ДГБ. Дело дошло до предложения проверить Бастиса на «детекторе лжи». Бастис в свою очередь обвинил ДГБ в политическом давлении и написал в прокуратуру жалобу на Яунишкиса.
Настоящим «хлебным» событием для ДГБ стало прибытие многонационального батальона НАТО под командованием Германии.
Благо общество заранее готовили к возможным провокациям. В середине февраля литовским политикам и СМИ неизвестные разослали сообщение об изнасиловании немецкими солдатами несовершеннолетней в Ионаве. Слух оказался фейком. Спустя некоторое время депутатам и журналистам разослали «компрометирующие» материалы на командующего батальоном Кристофа Хубера. Его якобы запечатлели на Красной площади и в Бронетанковом музее в Кубинке.
Как и в случае с Ионавой, сообщение быстро распознали как фейк. Оба казуса — анонимную жалобу и небрежно «прифотошопленную» на чужое тело голову немецкого лейтенант-полковника — ДГБ преподнес как серьезную информационную атаку против Литвы и Альянса. Несомненно, эти и подобные инциденты займут достойное место в следующем годовом отчете ведомства.
Получив дополнительные полтора миллиона евро, ДГБ вдохновился на поиск шпионов и борьбу с «гибридной войной» с удвоенной силой.
2017 год в контексте развертывания батальона НАТО и российских учений обещает быть весьма «урожайным».