Министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичюс объявил об уходе в отставку, объяснив своё решение неспособностью победить украинскую олигархию и коррупцию, а также блокированием любых реформ. Для Абромавичюса отставка – это сильный и рискованный ход, который может сделать его популярным публичным политиком и даже… позволить сохранить свою должность.
В украинской политике отставка с высокой должности – это верный способ стремительно нарастить себе рейтинг и уйти в публичную политику в качестве борца с Системой и её жертвы. В 2005 году после отставки Юлии Тимошенко с поста премьер-министра рейтинг «бледной с косой» за неделю взлетел втрое – с 5% до 15%. В 2008 году после отставки Арсения Яценюка с поста спикера Верховной рады Яценюк вошёл в тройку самых популярных политиков страны: за несколько месяцев без особых усилий политтехнологов его рейтинг вырос до 14%.
При этом ни Тимошенко, ни Яценюк не уходили в отставку сами – их снимали с должностей либо президент страны, либо парламентское большинство. Но украинский избиратель за неимением лучшего всё равно начинал считать их жертвами и героями, проникаясь искренней симпатией. Тем большей симпатией рядовой избиратель теперь должен проникнуться к Айварасу Абромавичюсу, ведь тот действительно сам ушёл с поста министра экономики – никто его с этого хлебного места не снимал. И причина отставки называется поистине святая: неспособность и дальше работать в системе тотальной коррупции и блокирования любых реформ.
Поскольку борьба с коррупцией является сейчас стопроцентным консенсусом, объединяющим украинское общество, Айварас Абромавичюс теперь может стать весьма популярным публичным политиком.
При этом никого не должно смущать его литовское происхождение: единственным крупным политиком Украины, рейтинг которого выше антирейтинга, сейчас является грузин Михаил Саакашвили. Украинское общественное мнение давно уже готово поддерживать «варягов», потому что собственные деятели все сплошь кажутся ему погрязшими в воровстве, коррупционных схемах и кумовских связях. В этих условиях новый, не примелькавшийся политик, пришедший со стороны и предлагающий антикоррупционную повестку, может сорвать джек-пот на ближайших выборах.
Поэтому отставка Абромавичюса – это очень сильный политический ход, эффективность которого была бы очевидна, если бы дело происходило в предвыборном контексте.
Может быть, министр экономического развития и торговли решился на свой красивый жест, имея закрытую информацию, что на Украине не за горами роспуск правительства и досрочные выборы в Верховную раду?
При этом не вызывает сомнений, что конфликт министра экономического развития с ближайшим окружением президента Порошенко, который Абромавичюс называет причиной своей отставки, действительно имел место. Прошлым летом литовский министр уже столкнулся в открытую с днепропетровским олигархом Игорем Коломойским, со словами «я не знаю, откуда эту обезьяну привезли – из Литвы или ещё откуда» обвинившим Абромавичюса в некомпетентности.
В тот раз Коломойский пришёл в ярость из-за отмены «олигархического дисконта» – скидки в 15% при продаже государственной нефти структурам Коломойского. Тогда Абромавичюса спасали от днепропетровского предпринимателя с его криминальными понятиями, во-первых, покровительство Запада, во-вторых, выгода его действий для антагонистов Коломойского, сплотившихся вокруг президента Порошенко. На этот же раз Абромавичюс схлестнулся с самим президентским окружением, поэтому точек опоры в украинском истеблишменте у литовского министра не осталось.
«Последней каплей», переполнившей чашу терпения Абромавичюса, по его словам, стал конфликт с «серым кардиналом» Порошенко – депутатом Верховной рады от президентского блока Игорем Кононенко.
«В течение года Игорь Кононенко активно лоббировал своих людей на должность гендиректора Укртрансаммиак. Кононенко был непосредственно заинтересован в Укртрансаммиаке, где, вместо того чтобы сбросить с должности регионала Бондыка, завёл своих людей, которые вместе с ним руководили компанией. Депутат от БПП, непосредственно подконтрольный Кононенко, давил на назначения в Госвнешинформе, предприятиях порошковой металлургии, Национальном агентстве по аккредитации Украины, – пишет Абромавичюс о причинах ухода в отставку в своём открытом письме. – Кульминацией этого кадрового произвола и стремления полностью подчинить себе потоки стало желание иметь "собственного" замминистра в Минэкономики, который отвечал бы за Нафтогаз и другие государственные предприятия. Кандидат просто принёс полный пакет документов для назначения и заявил: "Я хочу стать вашим замом. Я в команде Кононенко, и моя кандидатура уже согласована наверху". После этого мне поступил звонок из АПУ (Администрация Президента Украины – прим. RuBaltic.ru) с настойчивой рекомендацией взять этого человека, а также ещё одного – на должность заместителя по обороне. На что я ответил: "Я частью этого дерибана не буду", – и попросил, чтобы меня уволили».
По открытому письму Абромавичюса чувствуется, что литовец вполне освоился в украинской политике и в роли наивного цивилизованного европейца, ужасающегося коррупционно-олигархическими реалиями Украины. Язык – дом бытия, и по выражениям «дерибан», «схемы» и «сидеть на потоках» видно, что «прогрессивному европейскому министру» понятен украинский внутриэлитный жаргон и те «понятия», по которым живёт украинская элита.
Согласно же украинским «понятиям», с таких хлебных должностей, как кресло министра экономики, из идейных соображений не уходят. С таких должностей либо выгоняют конкуренты, либо с них уходят, чтобы отыграться и вернуться во власть с повышением.
В случае Абромавичюса, помимо предвыборного мотива, возможен ещё такой: министр экономического развития ушёл с должности, чтобы… остаться на ней. В таком объяснении нет ничего смешного: в украинской политике полно случаев, когда местные деятели демонстративно подавали в отставку, а потом спокойно сидели на своих должностях до ближайших выборов в качестве исполняющих обязанности. К слову, именно такой вариант политтехнологи предлагали в 2009 году Тимошенко: кто знает, не вцепись она тогда в премьерский пост мёртвой хваткой, может, и стала бы президентом Украины.
Когда Абромавичюс решился на свой рискованный шаг, гарантией того, что противник в лице команды Порошенко не удовлетворит его заявление об отставке, восприняв его как капитуляцию, была серьёзная поддержка министра на Западе.
Эта поддержка не замедлила себя проявить. Спустя несколько часов после новости об отставке Абромавичюса послы США, Канады, Евросоюза в целом и ряда стран ЕС (Франции, Германии, Швеции, Литвы, Великобритании) опубликовали совместное заявление, в котором выразили разочарование отставкой министра экономики, который проводил реформы и искоренял коррупцию. Одновременно с послами такие ведущие западные СМИ, как Financial Times, Politico, агентства Reuters и Bloomberg, выстрелили статьями о том, что уход Абромавичюса – это победа коррупции в Украине, причём с коррупцией было недвусмысленно связано окружение президента Порошенко.
Такое мощное давление Администрация Президента выдержать не могла, поэтому уже вечером Пётр Порошенко встретился с Айварасом Абромавичюсом там же, на Банковой,10, гарантировал тому полное содействие в его реформаторской деятельности и попросил его не уходить. Министр экономического развития обещал подумать. Против депутата Кононенко в соответствии с оглашёнными министром показаниями начата проверка Антикоррупционного комитета.
Мораль сей басни, вне зависимости от того, чем она завершится: Запад (в первую очередь США, во вторую – Брюссель и страны ЕС) стал новым фактором в бесконечной украинской олигархической грызне.
Не будь за его спиной Запада, литовского министра на Украине давно бы уже не просто уволили, а убили. Но Запад на Украине есть, и противостоять его влиянию и вступать в конфликт с его интересами не может ни Порошенко, ни Коломойский, ни один из других местных царьков. Айварас Абромавичюс на посту министра экономического развития и торговли в первый раз прославился заявлением, что необходимо отдавать стратегические предприятия Украины в управление американским инвестиционным фондам, а при приватизации государственной собственности стратегические объекты нужно продавать не местным олигархам, а иностранным инвесторам – американцам, французам и прочим.
Кто же на Западе после таких заявлений и соответствующей политики позволит своим украинским подшефным уголовникам убить или хотя бы уволить министра экономического развития и торговли?