В Европейском парламенте 1-2 декабря прошел VIII Европейский русский форум, на котором участники попытались дать ответ на вопрос: как дальше жить вместе Европе и России?
Утром 1 декабря в одном из залов Европейского парламента появились невежливые люди с опознавательными знаками – красными карточками. В том же зале в преддверии VIII Европейского русского форума проходила презентация исследования «Large-Scale Human Right Abuses Amid Civil Confrontation in Ukraine» («Массовые нарушения прав человека в ходе гражданского противостояния на Украине»), в рамках которого были проанализированы случаи нарушения прав человека в «новой» Украине. После завершения выступления автора книги Александра Дюкова слово взяла молодая девушка с красной карточкой и стала напористо обвинять во лжи выступавшего. Остальные «краснокарточные» шумно поддержали единомышленницу в тщетной попытке наполнить мероприятие атмосферой «украинской демократии». Куда более опытный боец политического фронта евродепутат Татьяна Жданок на правах организатора «майданизацию» Европейского русского форума пресекла (все-таки Европарламент не Верховная Рада), но главный вопрос предстоящей дискуссии наметился сам собой: что нужно сделать, чтобы украинский вопрос и прочие противоречия не мешали спокойно сосуществовать России и Евросоюзу?
«На прошлом Европейском русском форуме, в декабре 2013 г., я цитировала разных лиц, ответственных за восточную политику – все они говорили о партнерских отношениях. Но в 2013 году произошла официальная смена формулировок. В резолюции Европарламента 24 октября 2013 года “О принципах внешней политики” в отношении России исчезли слова “сотрудничество” и “партнерство”, и появилось выражение “критическое взаимодействие”. До тех пор такое отношение применялось лишь к Беларуси.
Фактически это одностороннее объявление холодной войны России», - открыла панельную сессию Форума всё та же Татьяна Жданок.
Заинтересованность России в возвращении от «критического взаимодействия» к прежнему партнерству демонстрировалась уже самим составом официальных лиц на мероприятии: в президиуме рядом с Т.Жданок сидели замминистра иностранных дел России Григорий Карасин и постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов. Официальная российская точка зрения по главному вопросу форума была предопределена «забойной темой», которую не так давно, в рамках Ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике России, обещал продвигать на международной арене глава российской дипломатии. «Сегодня важно попытаться преодолеть разногласия и приступить к поиску решения накопившихся проблем. Со своей стороны, не видим разумной альтернативы предметной работе по гармонизации европейской и евразийской интеграций, по формированию в перспективе единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана с опорой на принципы неделимости, безопасности и широкого сотрудничества на благо наших стран и народов», - зачитал приветствие от С.Лаврова его заместитель Г.Карасин.
Попытаться донести взгляд России и русской диаспоры Европы на перспективу российско-европейского диалога до политических и широких общественных кругов западных стран – именно это, похоже, было планом-максимум мероприятия.
Очевидно, что достижение компромисса невозможно, пока одна сторона не слышит другую. «The New York Times я ежедневно читаю с 1972 г. Более неадекватного взгляда на мою страну не было никогда», - печально констатировал еще один участник Форума, депутат Госдумы Вячеслав Никонов. Результатом этой политической глухоты стал лишь рост напряжения. «В России включился режим “русские не сдаются”, - вспомнил российский парламентарий широко разошедшийся твит Маргариты Симоньян. – Мы не собираемся ни на кого нападать, как бы этого ни хотели некоторые в вашингтонских коридорах, но и геноцид мы не позволим. Наше дело правое!»
«Похоже, не только в вашингтонских коридорах хотят войны. Посмотреть хотя бы, что творит в последнее время Прибалтика. Как Вы к этому относитесь?» - спросил после выступления В.Никонова. В ответ парламентарий лишь устало махнул рукой – то ли вспоминал о месте Прибалтики в картине нынешних международных отношений, то ли решил, что Грибаускайте и прочих ринкевичей не стоит даже обсуждать.
Что действительно было достойно обсуждения, так это пути нахождения компромисса между Европой и Россией по украинскому кризису и ряду других проблем в измерении Запад-Восток. Каждый выступающий попытался внеси в решение этой проблемы свой вклад, а экспертный состав для этого подобрался подходящий: директор Института Европы РАН Алексей Громыко, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, руководитель Института демократии и сотрудничества в Париже Наталия Нарочницкая, президент Российской ассоциации политической науки Оксана Гаман-Голутвина, а также ряд европарламентариев, политологов из США – и это далеко не полный список.
Несмотря на определенную разницу позиций относительно украинского кризиса, большинство участников форума по сути предлагали инструментарий децентрализации власти на Украине и развития демократии – привычные слова для стен Европейского парламента, непривычные - для границ «европейской» Украины.
С такой темой и таким составом участников неудивительно, что дискуссия вышла далеко за пределы временного регламента, и кульминация её происходила уже на фоне сворачиваемых баннеров. «Г-н Остин из США (Грег Остин из Института «Запад-Восток» - прим. RuBaltic.Ru) во время своего выступления походя обвинил Россию в трагедии со сбитым Боингом. Таковы правила игры: США обвиняют кого хотят в чем хотят, а ты попробуй докажи, что не виноват. Так вот тогда и я обвиняю США в том, что они инспирировали Майдан и последующий государственный переворот на Украине!» - заявила представитель Севастополя в Совете Федерации России Ольга Тимофеева. В зале, фыркнув, поднялся один из присутствующих и демонстративно вышел из зала, унося, по всей видимости, в кармане паспорт США. Американская демократия не устояла перед русской откровенностью – видимо, обвинять нужно было походя, незаметно.
На следующий день рассматривали более частные вопросы. Форум разбился на две секции: в одной обсуждали «войны памяти», а в другой - «войны санкций». Правда, от санкций и истории довольно быстро дискуссия перешла на тему положения русской диаспоры в Европе, которая и должна выступать одним из инструментов нахождения компромиссов между ЕС и Россией – в этом были единодушны все участники форума. Однако признали дискутировавшие и тот факт, что положение российских соотечественников за рубежом очень непростое. Самые яркие примеры дала, как водится, Украина, причем даже «домайданная».
«Еще до сегодняшних событий институт сухопутных войск из Одессы перевели во Львов, аргументировав это тем, что на юго-востоке невозможно воспитать “гидного” защитника отечества. Сейчас же в Одессе более 100 человек политзаключенных. Причем всем этим занимаются отряды самообороны, а отбивают в лучшем случае бывшие беркутовцы. Милиция же просто стоит в стороне», - рассказал собравшимся горевший в мае в Доме Профсоюзов Одессы Олег Музыка и передал список политзаключенных сидевшему неподалеку Графу Петру Шереметьеву. «Я не уверен, что Россия хочет помочь своим соотечественникам за рубежом, - изучив список, заявил граф с легким акцентом, а затем пояснил свою мысль, - раз столько непорядочных событий происходит в Одессе, то нужно освобождать Одессу».
«Что я увезу с собой с этого Форума? Осознание того, что мы переживаем цивилизационный кризис.
Это глобальный кризис, потому что от нынешнего положения дел всем странам плохо. Идет деградация экономических, политических, культурных, образовательных проектов. И в этих условиях необходимо укреплять горизонтальные - гуманитарные, межчеловеческие - связи», - заявила директор русской частной школы Латвии Ольга Исакова, подводя вместе с другими коллегами итоги двухдневного форума. С печальными выводами педагога из Латвии никто спорить не стал. Зато каждый участник Форума сразу после закрытия мероприятия мог внести свой маленький вклад в развитие таких связей: под руководством евродепутата Татьяны Жданок перед Европарламентом в этот день прошел небольшой пикет в память об одесских событиях мая этого года. Увидев в руках у пикетирующих черные воздушные шары с надписями «Remember Odessa», «Save Donbass», «People Stop Fascism», неподалеку остановилась молодая девушка с детской коляской. «После того как в наше правительство решили брать иностранцев, больший позор представить сложно…», - сокрушается она на русском в связи с последними инициативами официального Киева. «Odessa? - подходит делового вида другой прохожий к одному из участников пикета. – Ukraine?» Если хотя бы этот прохожий, заглянув дома в интернет, узнает про майские события в Одессе, про непопулярную в Европе позицию касательно украинского кризиса и российско-европейских отношений, значит, и пикет, и Форум выполнили хотя бы план-минимум.