Легионеров СС в Латвии приравняют к ветеранам Великой Отечественной войны. Соответствующий законопроект во втором чтении одобрил латвийский Сейм. В том же законопроекте Латвия отказывается нести ответственность за преступления, совершённые во время нацистской оккупации на ее территории. Между тем, преступления эти совершали как раз латышские коллаборационисты, которых Латвия приравнивает к победителям фашизма и чьи «заслуги» она признаёт.
Сейм Латвии во втором чтении одобрил законопроект о присвоении статуса участника Второй мировой войны. Участниками Второй мировой планируется признать тех жителей, которые по состоянию на 17 июня 1940 года были гражданами Латвии или легально приехали на постоянное место жительства. Им выдадут свидетельство установленного образца и памятный нагрудный знак. Самоуправления будут вправе решать вопрос о предоставлении социальных гарантий участникам войны и в рамках своих бюджетов выделять им пособия, льготы при уплате муниципальных пошлин или при получении услуг.
В аннотации к законопроекту говорится, что его цель — признать заслуги граждан Латвии, которые участвовали во Второй мировой. При этом не имеет значения, на чьей стороне они воевали: нацистской Германии или антигитлеровской коалиции. И неважно, кто был их противником: Третий рейх или Советский Союз.
По сути, это означает приравнивание членов Латышского легиона СС к ветеранам Красной армии — пособников Гитлера и победителей гитлеризма Латвийская Республика ставит на одну доску.
В 1942 году по инициативе сотрудничавших с нацистскими оккупантами местных коллаборационистов был сформирован Латышский легион СС. В нём состояли около 100 тысяч латышей. С другой стороны, в Красной армии были сформированы две латышских стрелковых дивизии, один полк легких бомбардировщиков, один зенитный полк. На оккупированной территории Латвии действовали 20 отрядов красных партизан. Латышский стрелковый корпус входил в состав Второго Прибалтийского корпуса и участвовал в освобождении республики от нацизма.
Для современной Латвии и те, и другие — «жертвы двух равно преступных тоталитарных режимов». И латыши-красноармейцы, и латыши в форме СС были заложниками геополитической ситуации, воевали не на своей войне, в вермахт и Красную армию призывались принудительно и массово дезертировали что от немцев, что от Советов.
Однако костяк латвийских воинских формирований в обоих случаях составляли добровольцы: убежденные коммунисты и убежденные националисты. Первые верили во всемирную пролетарскую революцию и коммунистическую Латвию в составе всемирного СССР. Вторые — в то, что Третий рейх после победы в войне даст Латвии независимость.
При декларируемом равном отношении к тем и другим как к невинным жертвам, сторонники советской власти считаются в сегодняшней Латвии предателями и предаются забвению, тогда как прислужники Гитлера прославляются и героизируются.
На марши ветеранов Латышского легиона СС 16 марта выходят депутаты Сейма и министры правительства Латвии, тогда как День Победы 9 Мая считается праздником «русских оккупантов».
Памятник Освободителям Риги — красноармейцам, освобождавшим Латвию от фашизма, — в современной Латвии год от года предлагают снести, зато латышским батальонам СС установили памятник в городке Бауска с надписью: «Защитникам от второй советской оккупации».
Имена 12 латышей — героев Советского Союза вымараны из национальной истории, тогда как из летчика Герберта Цукурса четверть века делают латышского супергероя. Про члена карательной команды Виктора Арайса изданы книги, напечатаны посвященные ему почтовые марки, организованы тематические выставки и поставлен мюзикл «Цукурс. Герберт Цукурс».
При этом о «подвигах» борцов за независимость Латвии принято рассказывать избирательно. О Герберте Цукурсе принято вспоминать как об авиаторе и изобретателе, покорявшем небо в довоенное время, ни словом ни упоминая, как он кончил свои дни. А кончил он их в 1965 году в Латинской Америке, где его выследил и убил «Моссад». У израильской спецслужбы были свои причины преследовать национального героя современной Латвии: по показаниям свидетелей, Цукурс руководил убийствами евреев в Рижском гетто и, чтобы развязать звериные инстинкты у подчиненных, выхватывал у арестованных евреев младенцев и разрывал их у себя на груди.
Латвия — это страна, в которой в годы Второй мировой войны евреев в процентном отношении погибло больше, чем где бы то ни было в мире: 89% латвийских евреев были уничтожены, из 80 тысяч в живых осталось несколько сотен.
Холокост в Латвии проводился при непосредственном участии коллаборационистов — сотрудничавших с Гитлером борцов за латышскую нацию. Одна карательная команда Виктора Арайса, в которой состоял сегодняшний национальный герой Цукурс, уничтожила десятки тысяч евреев. Коллаборационисты обслуживали «фабрику смерти» в Саласпилсе и другие концлагеря. Были надзирателями в еврейских гетто.
Своеобразной была и борьба за независимость Латвии Латышского легиона СС — военные преступления легионеров в Польше, Беларуси, Псковской и Ленинградской областях России. Достаточно вспомнить об операции «Зимнее волшебство» — тотальной зачистке мирного населения в белорусско-латвийском пограничье для блокирования советских партизан, когда создавалась 40‑километровая «мертвая зона» и с этой целью было сожжено 430 деревень, вырезано 10–12 тысяч человек. Преимущественно мирное население: женщины, старики и дети. Ударные силы карательной операции составили именно латышские батальоны.
Если Латвийское государство будет слишком явно выражать свои симпатии организаторам Холокоста и военным преступникам, то рано или поздно подвергнется обструкции на международной арене. Против него единым фронтом выступят Израиль, Польша, Россия, Беларусь…
Поэтому поддерживать приходится скрытно и завуалированно. Точечными акциями, пока Европа отвернулась и не смотрит. Под прикрытием плача о невинных жертвах трех оккупаций, преступных тоталитарных режимах и знаке равенства между нацизмом и коммунизмом.
Так, уравнивая легионеров СС с красноармейцами Великой Отечественной войны, Латвия в том же самом законопроекте оговаривается, что никакой ответственности за преступления, совершавшиеся на ее территории оккупационными силами, она не несет.
Аргументация совсем детская. Во-первых, наши герои никого не убивали. Во-вторых, это были не они, а оккупанты. В-третьих, они были невинные жертвы и их заставили. В-четвертых, что бы они там ни делали, мы, Латвийское государство, за это ответственности не несем.
Эти аргументы абсурдны в совокупности и лживы каждый по отдельности. Включая последний аргумент. Суть исторической политики в том и состоит.
Когда вы выбираете из сонма исторических деятелей людей, которых наделяете статусом национальных героев, прославляете их, ставите им памятники и называете их именами улицы, то вы тем самым ассоциируете с ними свое государство.А значит, несете ответственность за то, что ваши герои делали. Если вы сделали своими героями нацистов, то вы нацисты. И закамуфлировать этот факт разговорами о жертвах и оккупациях не получится.