На Украине подписание «формулы Штайнмайера» восприняли как дипломатическое поражение Зе-команды. Оппозиционные партии в парламенте требуют объяснений от президента и министра иностранных дел, националисты объявили бессрочную акцию протеста против «сдачи интересов государства». Казалось бы, власти республик Донбасса должны ликовать. Но, судя по их реакции, Донецк и Луганск не сильно обрадовались утверждению «формулы Штайнмайера».
«Несмотря на обилие крайне деструктивных заявлений со стороны Киева, нам все-таки удалось убедить украинскую стороны согласовать формулу Штайнмайера в том виде, в котором она была зафиксирована на саммитах «нормандской четверки», — заявила глава МИД Донецкой народной республики (ДНР) Наталья Никонорова. — Это можно по праву назвать серьезной дипломатической победой в переговорах на Минской площадке — в первую очередь из-за того, что этот шаг открывает перспективу дальнейшего политического урегулирования».
Перспектива действительно открывается. Теперь можно с уверенностью говорить, что встреча лидеров «нормандской четверки» состоится в обозримом будущем. И на ней Владимир Зеленский окажется в положении «один против всех».
Франция, Германия и Россия будут дружно «давить» на украинского президента.
Об этом, кстати, говорят не «кремлевские пропагандисты», а представитель Киева в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) Леонид Кучма.
Вопрос только в том, смогут ли европейцы изменить непримиримую позицию Зеленского. Его последние заявления оптимизма не внушают. Да и сама история с подписанием «формулы Штайнмайера» закономерно настораживает представителей Донбасса.
Не успели, как говорится, чернила высохнуть, а украинские политики уже подтверждают свою репутацию жуликов и наперсточников.
«Вчера никто ничего не подписывал, — оправдывается депутат от «Слуги народа», руководитель парламентского комитета по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества Богдан Яременко. — Представитель Украины в ТКГ Леонид Кучма письменно сообщил представителю ОБСЕ Мартину Сайдику о том, что Украину устраивают формулировки, согласованные советниками глав государств "нормандского формата" в Минске 1 сентября 2019 года».
То есть Зеленский официально объявляет о согласовании «формулы Штайнмайера», но на следующий день его представитель говорит, что «никто ничего не подписывал». Есть ли гарантии, что завтра Киев не отправит Сайдику письмо, в котором откажется от взятых на себя обязательств?
По информации источников РБК, подписать полноценный документ помешала строптивость Кучмы. Экс-президент Украины отказывался ставить свою подпись в одном документе с представителями ЛДНР. В результате утверждать «формулу Штайнмайера» пришлось весьма экзотичным способом: Киев, Москва, Донецк, Луганск и ОБСЕ отправили Сайдику пять отдельных писем.
Теперь Зеленский может говорить своим международным партнерам, что формула официально согласована, а члены его команды будут успокаивать разъяренных националистов: «Не надо паниковать, никто ничего не подписывал». Странная игра в наперстки продолжается.
Впрочем, не это главное.
Само нежелание Киева подписывать с представителями ЛДНР совместный документ делает невозможным дальнейшее урегулирование конфликта в Донбассе.
Потому что ключевые решения о реинтеграции региона (такие как проведение конституционной реформы и разработка закона о выборах) должны быть согласованы с местными властями в Донецке и Луганске. С теми властями, которые сегодня по факту представляют Донбасс.
Иными словами, совместно с «террористами» украинская сторона должна вносить серьезнейшие изменения в основной закон государства (в Минских соглашениях это зафиксировано). Но пока что даже подписывать с ними никчемную бумажку Кучма не хочет.
О чем дальше можно говорить?
На это обращают внимание в совместном заявлении главы ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник: «Господин Зеленский также заявил, что будет принят некий новый закон об особом статусе. Интересно знать, какой? Нам многое не нравится в нынешней редакции этого закона, в который Порошенко навставлял неприемлемых оговорок. И эти оговорки и вставки нужно из закона удалить. Но в нем также содержатся и важнейшие положения, которые менять ни в коем случае нельзя. Поэтому любые изменения закона об особом статусе должны быть согласованы с нами. В противном случае мы будем считать их прямым и грубым нарушением Минских соглашений, и они для нас будут юридически ничтожны».
Речь идет о законе об особом статусе Донбасса, который был принят при Порошенко и не имел реальной правоприменительной практики.
Анонс его пересмотра — очень тревожный сигнал, поскольку изложенные в нем ключевые положения соответствовали требованиям «Минска-2» и устраивали Донецк и Луганск.
Каким будет вариант Зеленского, если с представителями Донбасса обсуждать содержание нового закона он не намерен? По крайней мере, во время срочного брифинга по итогам заседания ТКГ в Минске президент Украины об этом ничего не сказал.
Зеленский еще ни разу не попытался открыть соотечественникам горькую правду: для выполнения Минских соглашений Киеву придется договариваться с Донецком и Луганском. Другого пути нет.
Экс-министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер отлично это понимал. Потому и предложил в 2016 году свою пресловутую «формулу», которая детализирует условия проведения местных выборов в Донбассе. Ее справедливо можно рассматривать как попытку легитимировать власти ЛДНР, придать им официальный статус.
После этого Киев не сможет игнорировать представителей Донбасса. Из «террористов» они превратятся в респектабельных партнеров, с которыми можно и нужно обсуждать все дальнейшие шаги по урегулированию конфликта.
Но кое-что Штайнмайер не предусмотрел.
Провести выборы «по-быстрому» не получится: для этого нужно как минимум согласовать условия их проведения. Здесь процесс уже застопорился.
Зеленский, как и его предшественник, требует до выборов вернуть Киеву контроль над российско-украинской границей и демилитаризировать Донбасс. Оба условия для Донецка и Луганска абсолютно неприемлемы.
Чтобы Киев мог спокойно договариваться с республиками (которые по «Минску-2» трансформируются в отдельные районы Донецкой и Луганской областей), нужно провести выборы. Чтобы провести выборы, Киеву нужно договориться с республиками.
Украина сама себя загнала в этот замкнутый круг и теперь делает вид, что хочет из него выбраться.
Для Зе-команды «формула Штайнмайера» выглядит попыткой Москвы перехитрить молодого неопытного президента — добиться проведения выборов «по сценарию Кремля», после чего на Украине будет окончательно узаконено существование пророссийского анклава. Зеленский эту игру принимает, будучи уверенным, что сумеет выкрутиться.