В конце сентября в Санкт-Петербурге прошел Второй Евразийский женский форум, на котором в числе делегатов были и представители Латвии. Посетила мероприятие депутат Сейма и лидер партии «От сердца — Латвии» Ингуна Судраба, которая на днях «взорвала» соцсети своей предвыборной рекламой, где она запечатлена с бензопилой в руках. Аналитический портал RuBaltic.Ru узнал у Ингуны СУДРАБЫ о положении женщин в Латвии, а также каково это — быть женщиной-политиком.
— Госпожа Судраба, известно, что Вы были на Втором Евразийском женском форуме. Скажите, пожалуйста, какая была цель этого мероприятия?
— Да, как вы отметили, это уже второй форум. На первом я не была, но, судя по отзывам, нынешний получился намного грандиознее предыдущего. В форуме приняли участие представительницы 110 стран и 27 крупных международных организаций, что ясно показывает, каким был масштаб мероприятия. Главный разговор шел о том, как при тех изменениях, которые происходят в глобальном мире, сохранить развитие и стабильность и что для этого могут сделать женщины.
Вообще, как мы знаем, ситуация в разных странах сильно отличается. Если в Европе вопрос о равенстве мужчин и женщин не стоит так остро, как, например, в каких-то восточных странах или странах Африки, то есть проблематика, которая волнует абсолютно всех.
Когда я выступала на пленарном заседании, где были женщины-депутаты, то как раз говорила о том, как важно для каждой страны сохранить свою национальность.
Я думаю, что это возможно только тогда, когда само государство отвечает за свою систему образования и не дает возможности вникать в образовательные программы разным некоммерческим организациям (НКО), деятельность которых оплачивается из-за границы.
После моего выступления я слышала разные слова поддержки в свой адрес, ведь многие уже давно замечают, что система образования производит так называемых «биороботов», а не мыслящих людей. Я приводила примеры, что у нас в Латвии уже выросло поколение, которое хорошо знает английский язык, но совершенно не знает своих географических соседей, что, естественно, сужает понимание картины мира. Тогда как для того, чтобы мир развивался, нужны думающие люди, а не «биороботы», которыми легко управлять.
*Лозунг: «Люди делятся на две части… На тех, кто идет голосовать, и тех, кто не идет, а потом жалуются. Иди голосовать!»
Также я была приглашена выступить на секции «Женщины и благотворительность», где было представлено несколько благотворительных фондов, которыми руководят женщины. Я поделилась своим опытом, как сделать так, чтобы люди были вовлечены в государственную деятельность и заинтересованы в развитии своей страны.
В Латвии очень мало платформ, где можно встречаться, дискутировать и обмениваться мнениями о том, что происходит в стране.
В свою очередь, наша партия «От сердца — Латвии» как раз выросла на базе подобного движения, когда люди просто собирались и обсуждали, как решить проблемы государства. Кроме этого, члены партии занимаются и благотворительностью, то есть наши люди не только активны в государственной жизни, но и помогают тем, кому нужна помощь.
— Вы говорили, что в Европе вопрос о равенстве мужчин и женщин не является особо острым, а как Вы думаете, есть ли это равноправие в Латвии?
— Я никогда не чувствовала какой-либо дискриминации именно из-за того, что я женщина. Я считаю, что в Латвии каждый может достигнуть многого, если приложит для этого необходимые усилия. Если же посмотреть на мой опыт в работе госконтроля, то тогда, да и сейчас тоже, из всех членов совета был только один мужчина, а все остальные — женщины. В свою очередь, для всех стран, где мы были с визитами, это было нетипично.
Также хочу сказать, что, по моим ощущениям, именно на женщину можно больше положиться, если необходимо выполнить работу.
Конечно, я встречала и таких мужчин, но все-таки скорее женщина придет на работу, даже если ребенок заболеет, или она выполнит все, что нужно, дома. Это и есть ответственность, тогда как у мужчин часто бывает такое, что они, заполучив простой насморк, уже лежат горизонтально.
Хотя, на мой взгляд, есть сферы, где работа женщин не оценена. Женщины больше сидят дома с детьми, и есть периоды, когда государство это оплачивает и социально страхует. Но мы считаем, что это тоже работа, и если женщина находится дома с ребенком, то как минимум до достижения им семи лет это время должно быть приравнено к работе и тоже включено в трудовой стаж, если мы хотим видеть стабильные семьи со множеством детей, что для Латвии очень важно.
— На форуме Вы выступали как женщина-депутат. Скажите, а тяжело ли в Латвии быть женщиной-политиком?
— Как я уже говорила, я не делю работу на мужскую и женскую, хотя есть физический труд, который лучше будут выполнять мужчины. Да и в Латвии исторически сложилось так, что женщины всегда работали, в том числе и в 1920–1930-е годы. У нас нет такой традиции, чтобы женщины занимались только детьми и домашним хозяйством. Правда, если говорить обо мне лично, то одна моя бабушка в своей жизни работала всего три месяца, а все остальные годы о ней заботился дедушка. Мне всегда казалось, что это высший пилотаж, но у меня так в жизни не сложилось.
Что же касается тяжести парламентской работы, я вижу, что у нас людей не ценят за то, что они сделали, а видят героями тех, кто как-то пытается себя поднимать «на костях» других.
Это когда у самого нет никаких результатов, и чтобы себя показать, приходится клеветать и очернять других. Я вижу достаточно таких мужчин-политиков, которые, на мой взгляд, соревнуются в «женской лиге», потому что не способны соревноваться в «мужской». Думаю, это слабость наших мужчин, или, как часто говорят, возможно, в Латвии слишком сильные женщины, поэтому и мужчины не могут себя показать. Хотя я выросла в семье, где именно мужчина — мой отец — был главным стержнем и опорой, и хотелось бы, чтобы именно таких мужчин у нас в обществе было больше.
Вообще, я ко всему отношусь так: куда твоя дорога идет, туда ты и должен идти. Поэтому, если мой путь привел меня в политику, то я его и выбираю, и я не скажу, что это тяжело или я не смогу это сделать.
Я думаю, что Бог больше любит тех, кому дает больше всяких препятствий и тяжелого труда. Лишь через это мы растем и приобретаем опыт, которого я набралась на несколько будущих жизней. Смотря на то, что я создавала, я могу быть горда за все, что я сделала, так как все это продолжает работать и развиваться. Или это было образование системы казначейства, или госконтроль, или партия, которой я руковожу.
— Однако парламентской фракции у «От сердца — Латвии» нет, депутаты, избранные по списку, разбежались. Почему Вы не смогли их остановить?
— Люди приходят и уходят, но численно за четыре года партия выросла вдвое. Часто бывает так, что человек сам не знает себя и того, какие решения он будет принимать, если поменяются обстоятельства.
Пока человек не попробовал, что такое — заиметь власть и что такое — потерять власть, сложно сказать, что он будет в этой ситуации делать.
Так же, если человек стал получать хорошую зарплату, он может начать действовать иначе, чем когда у него таких денег не было. Я всегда смотрю вперед, а те, кто должен уйти, уходят. На моем жизненном пути встречались разные люди, с кем-то мы прошли более длинный путь и продолжаем вместе идти, а с кем-то этот путь оказался короток.
— Подавляющее большинство депутатов Сейма Латвии — мужчины. Получается, что латвийское общество меньше голосует за политиков-женщин?
— Думаю, что женщины скорее менее активно участвуют в политике и, соответственно, готовы быть среди кандидатов в депутаты. Мы говорили, что соревнуются не результаты, а то, насколько политики готовы оклеветать или унизить друг друга. Наверное, женщины просто не готовы этого выдержать, видя, что происходит в нашей политике. Меня многие спрашивали, как я могу это выдержать? Но если у тебя есть сила стоять выше всего этого, тогда это возможно.
Хотя могу сказать, что у нас в списках довольно много женщин, уж точно больше, чем во многих других политических силах. Так что я надеюсь, что в новом Сейме женщин станет больше.Конечно, резко эта пропорция не вырастет, но по сравнению с предыдущим парламентом, в нынешнем Сейме женщин меньше, поэтому нам есть куда стремиться. Главное, чтобы люди пришли на выборы, а результат мы увидим 7 октября.
Ведь люди делятся на две части — на тех, которые идут голосовать и на тех, которые не идут, а потом жалуются.