×
Политика Политика

«Националисты хотят узаконить деятельность языковых доносчиков»

Источник изображения: http://baltnews.lv

Министр юстиции Дзинтарс Расначс на днях официально заявил, что в Латвии могут появиться добровольческие отряды языковых инспекторов, средства на которые могут быть выделены уже в этом году. Чем будут заниматься данные инспекторы-добровольцы и к чему может привести их активность, порталу RuBaltic.Ru рассказал сопредседатель партии Русский Союз Латвии Мирослав МИТРОФАНОВ.

- Г-н Митрофанов, по словам министра юстиции Дзинтарса Расначса, в Латвии скоро могут появиться добровольческие отряды языковых инспекторов, которые будут помогать жителям страны, плохо знающим латышский язык. С чем, на Ваш взгляд, может быть связана данная инициатива?

- Инициатива связана с тем, что последние годы растёт количество заявлений в языковую инспекцию. Националистически настроенные латыши жалуются в данное учреждение на своих русскоязычных сограждан за то, что те используют русский язык, а не говорят на латышском языке в тех случаях, когда патриоты считают, что так положено по закону. На основании таких звонков и писем инспекция проводит всё больше проверок, и естественно, что часть из этих проверок заканчивается выписанными штрафами. Число штрафов за недостаточное использование латышского языка в последнее время также растёт.

Год назад у представителей Национального объединения, членом которого как раз и является нынешний министр юстиции, появилась мысль, что всю деятельность добровольных доносчиков необходимо поставить в какое-то формальное русло. Во-первых, эти люди увидят, что Национальное объединение им помогает в их благородной деятельности, а во-вторых, эти действия не будут выходить за рамки закона и не перестанут вызывать конфликтные ситуации. Однако другие партии правящей коалиции понимают, что любая легализация движения доносчиков ведёт к новым конфликтам с русскоязычным населением, и стараются реализацию этой идеи всеми силами затормозить или свести её к каким-либо безобидным формам. Например, то, что мы видим сейчас, это как раз компромисс между желанием националистов узаконить деятельность доносчиков и желанием остальных членов правящей коалиции всё же не допустить большей напряжённости между языковыми общинами и не поощрять конфликты между простыми людьми.

- В чём отличия нынешнего варианта от того, что мы слышали в начале года, ведь об этих инспекторах-добровольцах говорилось уже давно?

- Сейчас инициатива видоизменена таким образом, что, во-первых, она не должна затрагивать жителей больших городов, где как раз и проживает большинство русскоязычных. Во-вторых, из этого предложения убрана возможность взаимодействия добровольных помощников с физическими лицами. При нынешнем предложении вероятность конфликтов между добровольными помощниками и простыми людьми сводится к нулю. По идее, эти добровольные помощники будут заниматься консультированием предприятий в отношении использования государственного языка в их деятельности. Скажем, какая-нибудь учительница на пенсии сможет помочь предприятию-импортёру красиво перевести на латышский язык аннотацию к товару и за это получит какую-то денежку.

В принципе, этот мягкий вариант пока может удовлетворить Национальное объединение, так как им важнее всего добиться в рамках принимаемого сейчас бюджета начала финансирования данной программы, чтобы в следующем году сохранить финансирование, но, возможно, изменить формы работы добровольных помощников языковой инспекции. В этом кроется главная опасность. Через пару лет вся эта благообразная на данный момент инициатива вполне может трансформироваться именно в службу общественных доносчиков-хунвейбинов, ходящих по магазинам больших городов и вступающих в перепалки с посетителями, говорящими на русском языке с обслуживающим персоналом — продавцами или официантами. И вот это будет, конечно, кошмар.

- Но ведь Кабинет министров решил не выделять на эту программу финансирование. В последний момент из повестки дня этот пункт был вычеркнут. По Вашему мнению, значит ли это, что остальные правящие партии поняли, к чему это может привести?

- Естественно, что конфликтов и драк никто не хочет. Нынешний, юридически не регламентированный опыт добровольных помощников не вдохновляет. Скажем, сейчас человек приезжает из провинции в Ригу, заходит в крупный супермаркет и на кассе сталкивается с тем, что продавец с русским покупателем говорит по-русски. С точки зрения латвийского законодательства, это нормальная практика, так делать можно. В то же время, с точки зрения чувств этого патриота и соответствующей интерпретации закона, это воспринимается как преступление.

Многие «патриоты» искренне убеждены, что вслух на улице должна звучать только латышская речь. Эти заблуждения обусловлены чтением радикальных газет, дающих специфическое понимание национальной демократии.

Возбужденные «патриоты» начинают спорить с продавцом и покупателем, вызывая скандал, который никому не нужен. Он не нужен ни покупателю, ни продавцу, ни администрации магазина, ни государству, которое вынуждено всё это как-то "заминать". Такой способ воздействия на русское меньшинство для правящей национальной элиты не целесообразен. У неё есть другие, более тихие способы обеспечения этнической дискриминации и собственного доминирования в целях перераспределения ресурсов.

- А понимает ли Национальное объединение, к чему всё это может привести, или там думают только о рейтинге?

- В последний месяц рейтинг Национального объединения в очередной раз вырос и сейчас составляет 10%. То есть если бы выборы были сейчас, они увеличили бы свою фракцию в полтора раза. Почему же он вырос? В течение последнего месяца они провели одно, но очень громкое мероприятие — митинг у Кабинета министров с требованием не пускать в Латвию мигрантов. Форма митинга была откровенно ксенофобская и расистская, его участники допускали явно шовинистические высказывания против людей, у которых другой цвет кожи или другое этническое происхождение.

Всё это транслировалось по телевидению и вместо общественного осуждения, наоборот, вызвало рост популярности националистов.

Они увидели, что их нецивилизованное поведение, направленное против других этнических и расовых групп, приводит к тому, что популярность растёт. В этом контексте понятно, почему националисты продвигают идею общественных помощников Языковой инспекции.

В Национальном объединении есть умные люди, которые понимают, что в какой-то момент им надо будет остановиться. Но смогут ли они остановиться на грани уличного насилия, когда их будет подпирать толпа ими же возбуждённых «патриотов», это очень большой вопрос.

- Дзинтарс Расначс указал, что министерство будет искать необходимые средства на инспекторов-добровольцев из внутренних резервов. Как Вы думаете, эта программа всё же будет принята или нет?

- Я думаю, что Национальное объединение будет добиваться принятия этой программы в ходе утверждения бюджета следующего года. Для них это — вопрос сохранения лица перед своими избирателями. В принципе, в данный момент шансы, что в окончательном виде в бюджете эта строчка появится, составляют 50/50.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров