Первая реакция западных СМИ на итоги референдума по поправкам в Конституцию России выдают нескрываемую досаду на то, что президент России Владимир Путин опять победил. Эффективность российской системы власти откровенно пугает на фоне феноменальной неэффективности государственного управления в США и большинстве стран ЕС. Способность Кремля побеждать там, где «западные партнеры» терпят постыдные поражения, меняет баланс сил в мировой политике, и от этого Россия в глазах Запада становится еще опаснее.
«Президент Владимир Путин одержал оглушительную победу в своем стремлении остаться у власти до середины следующего десятилетия, поскольку, согласно предварительным результатам, подавляющее большинство россиян проголосовало за сохранение политического статус-кво в стране», — вещает главный рупор американского и мирового либерализма — телеканал CNN.
Телеканал, лейтмотивом деятельности которого в последние годы была тема «вмешательства в российские выборы», конечно, не мог ограничиться признанием чистой победы Путина на референдуме о поправках в Конституцию РФ и пожелать России и ее лидеру удачи.
CNN оговаривается, что у Путина были изначальные преимущества: он действующий президент, контролирует государственные СМИ и огромный государственный сектор экономики, работники которого всегда голосуют за власть. Финальная треть статьи посвящена жалобам и нытью проигравшей оппозиции.
Но даже CNN признает: Путин победил, и оспорить эту победу невозможно.
«Путин действительно пользуется популярностью среди россиян, хотя за время эпидемии коронавируса его рейтинг снизился», — обреченно признает CNN и делает вывод: «Итог голосования в среду очевиден: Путин никуда не уйдет».
Так называемая мейнстримная пресса США выдает откровенно шизофреническую реакцию на российское голосование. Одна из двух самых респектабельных газет Соединенных Штатов — The Washington Post — приводит мнение, что рейтинг Путина упал до рекордно низкого уровня, недовольство российской оппозиции, судя по их постам в Facebook, растет, а истинное число умерших от коронавируса в России, согласно «широко распространенному мнению», скрывается.
Сильная Россия настолько пугает и раздражает, что западный мейнстрим вопреки объективной реальности создает свою собственную, в которой Россия все-таки загибается от пьянки под забором.
Сплетни бабок на лавочке о том, что власти скрывают сотни тысяч умерших от ковида, — широко распространенное мнение. Вечное нытье вечной пары сотен вечных лузеров от либеральной оппозиции, удел которых — проигрывать все и всегда, — это рост в России оппозиционного движения. Голосование за инициированные Путиным поправки 78% граждан при 65% пришедших на референдум — рекордно низкая популярность Путина.
Принять реальность такой, какая она есть, слишком страшно.
Потому что объективная реальность показывает феноменальную эффективность российской власти на фоне столь же феноменальной потери власти правящим классом в США и большинстве стран ЕС.
Российское руководство поставило себе задачу во внутренней политике — и выполнило ее с неоспоримо блестящими результатами. На Западе в это же время вся внутренняя политика валится из рук тех, кто за нее отвечает.
Последним успешным и полезным для политической жизни страны, где он проводился, референдумом был референдум о независимости Шотландии в 2014 году. С тех пор западные политики боятся задействовать настолько мощный политический инструмент, опасаясь катастрофических последствий народного волеизъявления. Такие последствия были у референдумов о выходе Великобритании из ЕС, о выходе Каталонии из состава Испании. Политики пребывали в уверенности, что все под контролем, а потом пытались «замылить» сногсшибательный результат, объяснили его «русскими хакерами» и сговорились между собой не обращаться больше к гласу народа, раз тот столь очевидно настроен против истеблишмента.
Особенно умиляют попытки показать, что россияне начинают терять терпение и в стране нарастает революционная активность. На фоне «черного бунта» в США и Европе, погромов «желтых жилетов» во Франции, свержения памятников деятелям прошлого по обе стороны Атлантики называть растущей протестной активностью несколько десятков тысяч аватарок с надписью «я против поправок» в социальных сетях — это сильно.
Западные СМИ до сих пор пытались доказать своей аудитории, что в России все плохо; теперь они пытаются доказать, что в России все не лучше, чем у них.
На Западе люди голосуют на референдумах не так, как выгодно власти; в России тоже, просто Путин фальсифицирует результаты. Нам об этом рассказали знакомые, и вообще то, что в России фальсифицируют — это аксиома.
У нас люди умирают от коронавируса, потому что в больницах нет аппаратов искусственной вентиляции легких — и в России так же, просто Путин прячет тысячи трупов. Не может же быть, чтобы коечных мест и аппаратов ИВЛ в отсталой России было на порядок больше, а смертей от коронавируса — на порядок меньше, чем в наших цивилизованных странах?
Объективную реальность, согласно которой Россия сильна, внутренне едина и эффективна в своей политике, тогда как Запад ослаблен, расколот и демонстрирует недееспособность, признавать страшно, потому что это означает смещение баланса сил в мировой политике.
Поэтому Россию и дальше будут называть «взбесившейся бензоколонкой», экономика которой «разорвана в клочья», на которую еще чуть-чуть надави — и она рассыплется.
Откровеннее всех об этом пишут поляки. «Московские оппозиционеры опасаются, что при таком положении дел мир уже к осени вернется в состояние новой холодной войны, а Западу волей-неволей вновь придется заниматься сдерживанием Кремля», — комментирует референдум по поправкам к Конституции польская газета Rzeczpospolita.
Что тут можно сказать? В добрый час! При нынешних показателях эффективности Кремля и сумятицы в рядах его геополитических конкурентов Кремлю будет очень кстати, если последние развяжут против него «новую холодную войну».