В столице Германии высадился мощный дипломатический десант с Украины. Одна из ключевых тем переговоров — совместные усилия по «деоккупации» Крыма. Очевидно, немецкую сторону она не интересует от слова «совсем», но украинских переговорщиков это не смущает. Их поездка в Германию — не единственный пример того, как Киев и его прибалтийские союзники привлекают к себе внимание западных кураторов, озабоченных сейчас совершенно иными проблемами.
«Солнечный Берлин встречает мощную делегацию во главе с руководителем Офиса Президента Андреем Ермаком и главой МИД Дмитрием Кулебой. Это первый визит такого высокого уровня в Германии с начала пандемии! Благодарны нашим партнерам за приглашение», — сообщил 2 июня посол Украины в Германии Андрей Мельник.
В графике его коллег прописаны встречи с высокопоставленными немецкими чиновниками — федеральным министром иностранных дел Хайко Маасом, внешнеполитическим советником канцлера Яном Гекером, министром обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр.
О приглашении украинской делегации стало известно буквально через две недели после того, как Берлин посетил замминистра администрации президент России Дмитрий Козак. Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что для украинской общественности и политического истеблишмента это был неприятный сюрприз. Чтобы уменьшить масштабы «зрады», Зе-команде кровь из носу нужно было тоже посетить Берлин.
Поэтому с высокой долей вероятности инициатором визита был сам Киев — немецкие друзья ему просто подыграли.
Это, впрочем, не значит, что федеральное правительство совсем не заинтересовано в подобной встрече. Если Меркель действительно хочет поскорее завершить войну в Донбассе, то ей стоило бы задать украинским переговорщикам несколько вопросов. Например, такой: почему после подписания «формулы Штайнмайера», которая определяет порядок предоставления Донбассу особого статуса, Зеленский от этого особого статуса открещивается? Как можно выполнить Минские соглашения без выполнения их ключевых положений? Если же Украина не хочет их выполнять, то почему отказывается от идеи разведения сил и средств по всей линии фронта? Это, по крайней мере, помогло бы прекратить стрельбу…
Словом, есть о чем побеседовать. Но ситуация в Донбассе — отнюдь не единственная тема переговоров, заявленная украинской стороной. Она хочет обсудить еще и некие инициативы по «деоккупации» Крыма. Германию эти бредни не интересуют.
Для нее вопрос полуострова, по большому счету, закрыт: «аннексию» она не признает, снимать с России санкции не собирается, но дальше политико-дипломатического давления на Москву идти не готова. Ни при каких обстоятельствах.
Последние сомнения в этом должны были отпасть после инцидента в Керченском проливе.
Европейские политики и раньше намекали Киеву, что задачи нужно решать по мере их поступления. Давайте разберемся с Донбассом — а потом подумаем, как быть с Крымом. Но даже после смены власти Украина продолжает изливать на западных партнеров свои влажные фантазии о возвращении полуострова. Особенно глупо это смотрится на фоне «коронакризиса», который создает для Германии целый ворох проблем.
Ермака и компанию это не смущает: Крым! Нельзя забывать о Крыме, давайте срочно возвращать Крым!
Это не единственный пример того, как во время пандемии Киев продолжает привлекать внимание к «вечным» темам. Совсем недавно правительство Украины подписало меморандум о сотрудничестве с американской компанией Louisiana Natural Gas Exports по поставкам сжиженного газа из США.
Парадокс в том, что в марте Минэнерго подписывало точно такой же документ с той же компанией. Только раньше речь шла о 6–8 миллиардах кубометров газа в год, а сейчас — о 5 с половиной миллиардах.
Но даже эти объемы сегодня невозможно прокачать физически: существующая приграничная инфраструктура позволяет экспортировать через Польшу на Украину не более 2 миллиардов кубов ежегодно (не говоря уже о том, что с экономической точки зрения эти поставки выглядят совершенно абсурдно).
Зачем тогда заключать бестолковые и бесперспективные декларации о намерениях? Исключительно в целях пропаганды.
«Газпром» — наш враг, США — наш друг. Даже эпидемия коронавируса не мешает нам враждовать с врагами и дружить с друзьями.
Прибалтику этот тренд тоже не обошел стороной. О том, как Литва в разгар пандемии педалирует тему побега из «оккупационного» энергокольца БРЭЛЛ, мы уже писали. Простой пример: недавно литовское правительство создало спецкомиссию для координации проекта синхронизации энергосистемы республики с континентальной Европой, причем возглавил ее лично премьер-министр Саулюс Сквернялис.
Если этот орган действительно нужен, то почему его не создали раньше? Литва, в конце концов, не первый год выходит из БРЭЛЛ. А новая комиссия почему-то появляется только во время пандемии коронавируса.
С железной дорогой Rail Baltica происходит примерно то же самое. Пока отдельные эстонские политики сомневаются в ее перспективах, министр сообщения Латвии Талис Линкайтс успокаивает соотечественников: «Кризис не повлиял на проект Rail Baltica, проект движется вперед. В этом плане ничего не меняется».
Будто в подтверждение его слов Минобороны Литвы продемонстрировало кадры новой железнодорожной ветки в Пажеймяне, которую закончили строить в мае. Первыми ее опробовали американские солдаты.
«Это стратегический проект страны, который особенно облегчит прибытие солдат союзников и техники в Литву, создаст более удобные условия для постоянного военного передвижения между полигонами в Рукле и Пабраде», — отмечает министр обороны Раймундас Кароблис.
Оно и понятно: Литва и ее сомнительные инфраструктурные инициативы могут заинтересовать США только в контексте сдерживания «российской агрессии».
Поэтому приходится рекламировать возможность использования Rail Baltica для транспортировки американских танков. Может, тогда на нее подкинут деньжат?
Латвия тем временем упорно готовится отражать невидимого врага. Военная активность прибалтийской республики удивляет: не успели отгреметь натовские учения, как Министерство обороны вывело первую рижскую бригаду Zemessardze отрабатывать действия в уличных боях. На следующий день стартовали учения Simple Strike с использованием самолетов и беспилотных летательных аппаратов.
В конце месяца в Кулдигском районе пройдут боевые стрельбы четвертой курземской бригады Zemessardze и штаба нацгвардии. Не иначе как латвийское командование предвосхищает скорое нападение России. Или просто напоминает о себе западным покровителям, используя для этого самые примитивные средства.
В конечном итоге и Украина, и Прибалтийские республики преследуют одну цель. Чем больше внимания им уделяют на Западе, тем больше денег можно «срубить» под предлогом различных инициатив.
Правда, теперь против этих планов выступает не только европейская расчетливость, но и эпидемия коронавируса, которая уменьшает «кормовую базу» нахлебников Брюсселя.
Соединенным Штатам сегодня тем более не до Прибалтики с ее электросетями, учениями и железными дорогами. Так для кого весь этот цирк?