Сейм Латвии 29 мая 2019 года избрал нового главу государства. Президентом Латвии стал юрист с двойным гражданством (Германии и Латвии) Эгил Левитс. Именно этому человеку русские Латвии обязаны позорным институтом неграждан, при котором треть постоянных жителей страны осталась без гражданства, была поражена в правах и стала в Латвии никем.
Отметим, что для Левитса участие в президентских выборах — не дебют. В 2015 году он уже баллотировался в президенты, однако тогда коалиция поддержала «зеленого крестьянина» Раймонда Вейониса.
В этот раз Левитс, чья кандидатура активно продвигалась праворадикальной партией «Национальное объединение», в одном из интервью прямо заявил, что согласится стать президентом Латвии, если парламент гарантирует ему избрание. Коалиция не посмела оказать сопротивление и сделала свой честный выбор.
Десятого президента Латвийской Республики Эгила Левитса новичком в политике назвать нельзя.
Еще в школе он сделал выбор в пользу юриспруденции и поступил на политическое отделение Гамбургского университета. Перед молодым человеком замаячила карьера политолога, выгодная во всех отношениях. В 1986 году Левитс получил диплом, а в 1989 году стал ассоциированным профессором.
К 1990 году перспективы государственного суверенитета Латвии обозначились более чем отчетливо. В это время Левитс уже пользовался большим уважением среди представителей национально мыслящей интеллигенции, и именно к нему обратились революционные группы с просьбой написать текст декларации о восстановлении независимости Латвии, за которую проголосовало большинство депутатов Верховного совета Латвийской ССР.
Эгилс Левитс — сын депортированной — вложил в эту декларацию всю свою боль.
Основной идеологически-политический смысл текста заключается в следующем: Латвия была насильственно включена в состав СССР, однако не прекратила свое существование, а нынешняя Латвия является правопреемницей той республики, что де-факто существовала до 17 июня 1940 года.
Кстати, если уж следовать духу истории, то новый Сейм не обладал должной легитимностью, ведь в Латвии образца первой половины 1940 года правил бал авторитарный режим правительства Карлиса Ульманиса, который еще в 1934 году распустил парламент.
Так или иначе, декларация, принятая под продолжительные аплодисменты народных избранников, имела далеко идущие последствия.
Правящие круги воспользовались ей как обоснованием для дальнейшего поражения в правах около 800 тысяч человек, оказавшихся в советской Латвии в результате самых разных обстоятельств.
Документ послужил платформой для дальнейшей разработки и внедрения института негражданства. И есть предположение, что немецкий юрист с комплексом мигранта Эгил Левитс уже тогда прекрасно это понимал. Правда, это далеко не все юридические подвиги новоизбранного президента.
Совсем недавно, в 2014 году, Эгил Левитс составил другой документ, гарантирующий «на века развитие и существование латышской нации, ее языка и культуры», не принимая во внимание и даже не упоминая остальные. Это пресловутая «преамбула» к Конституции Латвии.
Эгил Левитс внес немалый вклад в юридическое оформление латышского национализма, за что и получил награду в виде четырех лет безоблачной президентской жизни.
Сегодня в Латвии проживает более 224 тысяч человек со «специфическим правовым статусом». Они не могут принимать участие в активной политической жизни, выбирать и быть избранными в муниципальные, национальные или европейские органы власти, не могут заниматься некоторыми видами профессиональной деятельности.
Этих людей называют негражданами, а в обиходной речи русского населения Латвии — «неграми». Есть и другое обозначение — инопланетяне, что отсылает к английскому alien, так как паспорт негражданина переводится как alien`s passport.
Ни один здравый ум, ни одно справочное пособие или толковый словарь не могут осмыслить специфику странного конструкта «негражданин», рожденного латышскими ультранационалистами постсоветского разлива.
Впрочем, лишение активного и пассивного избирательного права — это только одна беда.
В свое время неграждане подверглись неоднократному ограблению — их семьи заставляли выкупать приватизационные сертификаты, которые гражданам достались бесплатно.
При этом платить приходилось и за маленьких неграждан, родившихся в конце 1980-х. А до 1998 года действовали так называемые «окна» натурализации, когда получить гражданство путем сдачи довольно сложного экзамена могли только люди конкретного года рождения.
В начале 90-х борцы за независимость откровенно лгали народам Латвии, обещая «нулевой вариант». Более того, вопрос статуса русского населения Латвии мог решиться совсем по-другому. 13 января 1991 года председатель Верховного совета Латвии Анатолий Горбунов и его российский коллега Борис Ельцин встретились в Таллине и подписали российско-латвийское соглашение «Об основе межгосударственных отношений», которое 14 января был ратифицирован Верховным советом Латвии.
В договоре был предусмотрен выбор жителями Латвии гражданства ЛР или РСФСР «в соответствии с их свободным волеизъявлением» (третья статья договора). Увы, российская сторона так и не ратифицировала этот договор, упустив возможность защитить права своих соотечественников.
Это пренебрежение правовыми нормами со стороны Верховного совета РСФСР, очевидно, развязало руки латвийским политикам.
Выждав паузу в девять месяцев, Верховный совет Латвии собрался на заседание и 15 октября 1991 года при молчаливом согласии европейского истеблишмента принял решение «О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условиях натурализации», по которому более трети населения лишилось основополагающих гражданских прав.
Русские люди оказались в странном подвешенном состоянии не-то-граждан-не-то-апатридов, на которых в одночасье перестали распространяться нормы международного права.
При отсутствии серьезных протестов со стороны России сотни тысяч постоянных жителей Латвии оказались в положении инопланетян на своей земле.
И одним из авторов этой концепции является действующий ныне президент Эгил Левитс, избранный своими соратниками по русофобии в благодарность за участие в отстранении практически половины населения от политической жизни страны.