Отбытие экс-премьера Латвии Валдиса Домбровскиса в Брюссель в качестве европарламентария означает фактическое окончание расследования трагедии в Золитуде. Принуждение Домбровскиса к отставке президентом Берзиньшем, будучи умело обыгранным правящей партией, обернулось в итоге полной победой «Единства» и его экс-премьера: Домбровскис предстал перед электоратом ответственным политиком, отошёл в тень, чтобы не светиться в скандале вокруг компании-застройщика «Re&Re» на видном премьерском посту, а теперь уезжает на работу в Брюссель во главе триумфально победившей на выборах партии. В Европарламенте делу о гибели людей в торговом центре до экс-премьера уже не дотянуться.
Золитудская трагедия стала для Латвии намного большим, чем просто гибелью 54 человек из-за рухнувшей крыши торгового центра. Подлинная трагедия для страны заключалась не в том, что рухнула крыша, а в том, почему она рухнула. Выяснилось, что в Латвии нет строительной инспекции, а разрешения на строительство выдаются без всякого почтения к техническим стандартам – главное, чтобы документы на согласование чиновнику занёс «правильный» человечек. Если человечек «правильный», то чиновник разрешит и зимний сад на крыше торгового центра, тонны грунта которого могут в любой момент обрушиться на головы находящихся внизу людей.
Ещё больший шок, чем от самой катастрофы, Латвия испытала, когда начали появляться доказательства, что в случае с «Maxima» «правильным человечком» был сам премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис, под влиянием которого компании-застройщику «Re&Re» и выдавали без проблем разрешения на строительство торговых центров, в том числе того самого, в Золитуде.
Катастрофа случилась в четверг 21 ноября, а уже в среду 27 ноября премьер Домбровскис ушёл в отставку. Апологеты тут же заявили, что этим поступком он проявил мужество и ответственность и даже показал какую-то особенную лютеранскую мораль, по которой признавать ответственность и уходить в отставку не стыдно и почётно. А вот мэр Риги вины не признал и в отставку не ушёл, потому что лютеранской морали у него нет и вообще он русский.
Однако люди, в своих высказываниях государственным финансированием и правящей партией не повязанные, сразу же обратили внимание, что здесь что-то не так. Объявлять об уходе в отставку премьер Домбровскис вышел после многочасового разговора с президентом Берзиньшем – бледный как смерть и с трясущимися руками. Сразу возникла версия, что президент Берзиньш предъявил компромат на главу правительства и потребовал уйти по-хорошему, пока он не обвинил Домбровскиса в коррупции и причастности к гибели людей открыто.
Спустя несколько дней стало понятно, что это был за компромат. Строительная компания «Re&Re» и связанные с ней лица в последние годы были одними из самых щедрых жертвователей правящим политическим силам. Неудивительно, что именно «Re&Re» получала практически все крупнейшие государственные подряды последних лет: Рижский замок, здание Сейма, Национальная библиотека, Латвийский художественный музей.
В рамках взаимовыгодного партнёрства с финансируемой «Re&Re» правящей партией «Единство» компании вовсе не нужно было корпеть над техническими регламентами и нормами безопасности – всю разрешительную документацию правительственные чиновники ей согласовывали и подмахивали по щелчку.
Первой ласточкой будущей катастрофы в результате стал пожар Рижского замка летом 2013 года. Резиденцию латвийского президента реставрировала, разумеется, «Re&Re». Она же строила и торговые центры для сети супермаркетов «Maxima», включая и золитудский, с зимним садом и тоннами влажного грунта на крыше. Спустя несколько месяцев после Рижского замка крыша рухнула и раздавила 54 человека.
Этих сведений было уже достаточно, чтобы вызвать в стране правительственный кризис: под разговоры о «латышской Латвии» и «русских оккупантах» исполнительная власть занималась натуральной коррупцией! Причём дошло это до того, что стало угрожать общественной безопасности и привело фактически к массовому убийству. Но дальше – больше. Спустя ещё несколько дней разгорелся новый скандал: общественная комиссия, собранная для расследования причин трагедии, набрана из доверенных лиц власти и собирается работать за бюджетный счет. В правительстве явно хотели избежать открытого и честного расследования обстоятельств трагедии, поэтому и посадили в общественную комиссию своих людей.
А спустя ещё несколько дней стало ясно, чего именно в правительстве так боятся: директор Бюро по защите Конституции Янис Майзитис доложил президенту Латвии Андрису Берзиньшу, что руководство строительной компании «Re&Re» на протяжении многих лет было тесно связано с первыми людьми партии «Единство».
Непосредственно контакты с «Re&Re» поддерживали жена премьер–министра Латвии Валдиса Домбровскиса Ария Домбровска и муж председателя сейма Латвии Солвиты Аболтини Янис Аболтиньш. Именно они получали деньги от компании «Re&Re» для чёрной кассы «Единства» и себя лично. В благодарность «Единство» лоббировало предоставление этой компании государственных заказов.
Вдобавок к этой информации портал pietiek.com Лато Лапсы сообщил, что именно строительные предприятия щедро поддерживали общество «Ascendum», в котором трудится Зайга Пуце, жена отвечающего за сферу строительства госсекретаря минэкономики Юриса Пуце. В числе прочих предприятие «Re&Re» пожертвовало этому обществу 29 500 латов.
Круг замкнулся, элементы паззла сошлись в общую картину. Под разговоры о спасении латышскости и ядре Конституции правящая латышская элита «настоящей европейской страны» погрязла в азиатских, по меркам Латвии, коррупции и кумовстве. Учитывая опыт Виктора Успасских из соседней Литвы, Домбровскису за «чёрную кассу» можно было бы ожидать реального тюремного срока. Но тут сработал принцип «эта нога – у кого надо нога»: Домбровскис – это вам не внесистемный бунтарь Успасских, а премьер-долгожитель, первый человек в партии власти и потенциальный председатель Еврокомиссии. «Кто ж его посадит, он же памятник!».
Однако своей отставкой Валдис Домбровскис в итоге смог компенсировать все политические потери, отойдя в тень от всё более разгорающегося скандала, и, в конечном счёте, триумфально поехать в Брюссель.
Премьер-министр страны просвечивается публичным вниманием со всех сторон, как эстрадный певец огнями рампы. А Домбровскису на пике общественного возмущения из-за обстоятельств гибели людей в торговом центре это было не нужно. Как минимум, из-за того, что приходится быть на виду, пришлось бы отвечать на неизбежные вопросы о жене и «чёрной кассе», дополнительно привлекая внимание электората к этой теме. Как максимум - в смачную историю мог бы вцепиться «террариум друзей» - младшие партнёры по коалиции, решившие нарастить себе рейтинг и усилить свои позиции в правительстве за счёт травли премьера. Или оппозиционный на тот момент СЗК. Или вечно оппозиционный «Центр Согласия». А так отставка правительства стала инициативой президента, все сосредоточились на кандидатуре нового премьер-министра и формате новой коалиции, Домбровскис же отошёл в тень и почти исчез из информационного пространства, ожидая, когда всё затихнет.
Затем премьер-министром была выбрана полностью подконтрольная Лаймдота Страуюма, обещавшая сделать расследование обстоятельств золитудской трагедии своим приоритетом, но в реальности плавно спустившая расследование на тормозах. Затем и латвийское общество стало понемногу забывать о крупнейшей в истории независимой Латвии техногенной катастрофе: появились новые увлекательные сюжеты - запрет русских школ к 2018 году, Украина, Крым, «русская весна». Экс-премьер Домбровскис всё это время тихо сидел на чемоданах, собираясь в Брюссель «на повышение».
Коррупционный душок «Re&Re» из общественно-политической повестки к моменту выборов в Европарламент выветрился окончательно, Домбровскис упрочил за собой звание ответственного и мужественного политика с «лютеранской моралью», в результате при нижайшей явке в 30% дисциплинированно явившаяся на все выборы латышская бюрократия дружно проголосовала за дорогого шефа.
Таким образом, г-н Домбровскис, вопреки своей физической тучности, в политике проявил себя настоящим акробатом: прошёл по канату над бездной и не сорвался вниз.