×
Политика Политика

В Прибалтике надеются сотрудничать с Китаем в обход России

Источник изображения: sputniknews.lt

Члены Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая Чжан Дэцзян и Чжан Гаоли посетили с официальным визитом Литву, Латвию и Эстонию. Обсуждалось участие стран Балтии в китайском проекте «Экономического пояса Шелкового пути», из которого Прибалтика надеется извлечь свою выгоду. Остается только узнать, как Литва, Латвия и Эстония собираются участвовать в трансконтинентальных китайских проектах, разрывая при этом связи с Россией, требуя продления санкций и не признавая Евразийского экономического союза.

Чжан Дэцзян и Чжан Гаоли — члены высшего органа власти КНР, Постоянного комитета Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая. В Постоянный комитет входят семь представителей высшего политического руководства Китая во главе с председателем КНР Си Цзиньпином. Работа Комитета не публична и засекречена. Фактически Постоянный комитет Политбюро — это коллективный правитель Китая.

Чжан Дэцзян — председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, это третья позиция в политической иерархии Китая после председателя КНР и председателя Госсовета КНР. Чжан Гаоли — первый вице-премьер Госсовета КНР.

В апреле эти высокопоставленные сановники совершили турне по Европе.

Главным пунктом их программы была Россия: делегаты Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК поочередно встретились в Кремле с президентом Владимиром Путиным.
Владимир Путин и Чжан Дэцзян
Владимир Путин и Чжан Дэцзян

12 апреля с президентом России встретился Чжан Гаоли, а 21 апреля переговоры с российским лидером провел Чжан Дэцзян. В Кремле председатель Всекитайского собрания народных представителей заявил, что в соответствии с высокоуровневым планированием и благодаря стратегическому руководству председателя КНР Си Цзиньпина и президента России Владимира Путина китайско-российские всесторонние отношения стратегического взаимодействия и партнерства непрерывно развиваются и демонстрируют огромный потенциал роста.

Владимир Путин на это ответил, что российско-китайские отношения находятся в наивысшей точке за всю свою историю.

Москва и Пекин идут к стратегическому сотрудничеству и геополитическому союзу.

Помимо России, представители китайского руководства посетили другие страны, представляющие интерес для китайского трансконтинентального мегапроекта — «Экономического пояса Шелкового пути». Чжан Гаоли побывал с официальными визитами в Эстонии, Словении, Албании и Казахстане, а Чжан Дэцзян провел переговоры с лидерами Беларуси, Латвии и Литвы.

В странах Прибалтики делегаты Пекина обсуждали с местными лидерами межгосударственное сотрудничество в рамках официальной инициативы «Один пояс — один путь» и формата «16+1» — региональной инициативы Китая по сближению со странами Центральной и Восточной Европы.

В частности, в Вильнюсе Чжан Дэцзян провел переговоры с президентом Литвы Далей Грибаускайте. Господин председатель Чжан и госпожа президент Даля поделились друг с другом опытом служебного роста в коммунистических партиях и попутно обсудили перспективы Клайпеды в рамках китайского проекта «Экономического пояса Шелкового пути». Как сообщили официальные представители президента Литвы, Китай интересуют возможности транзита грузов, порт в Клайпеде, свободные экономические зоны.

При этом Вильнюс тоже заинтересован в Китае: это вторая экономика в мире после США, в 2016 году ее рост превысил 6%. Литва и другие балтийские страны были бы не прочь извлечь хорошую выгоду из экономического сотрудничества с Поднебесной и подключения к китайским проектам новых торговых путей в Европу. С помощью «Нового Шелкового пути» Прибалтика могла бы поправить свое, мягко говоря, не самое блистательное для Европы материальное состояние, поддержать на плаву деградирующую экономику и спасти транзитную отрасль от катастрофы, к которой та стремительно движется.

Однако у радужных перспектив взаимовыгодного сотрудничества Прибалтики с Поднебесной обнаруживаются многочисленные подводные камни.

Непонятно, как Литва, Латвия и Эстония собираются богатеть на стратегическом сотрудничестве с Китаем, оставаясь при этом американскими сателлитами, борцами с Россией и адептами однополярного миропорядка.

Соединенные Штаты с большим раздражением относятся к усилению Китая вообще и к китайской инициативе «Один пояс — один путь» в особенности. Для Америки «Экономический пояс Шелкового пути» — это в первую очередь геополитический проект переформатирования всей Евразии, Северной Африки и Ближнего Востока, по мере реализации которого сразу в трех частях света будет становиться всё больше Китая, а следовательно, всё меньше Америки.

Больше всего настораживает американцев, что стержневым моментом проекта «Нового Шелкового пути» является стратегическое сотрудничество Китая с Россией, которое делает реальной перспективу военно-политического союза двух ядерных супердержав. Вместе Пекин и Москва превратят Соединенные Штаты из глобального гегемона в региональную державу.

Поэтому не факт, что в Вашингтоне сквозь пальцы будут смотреть на попытки Вильнюса, Риги и Таллина стать преуспевающими европейскими странами за счет китайского грузопотока. Прибалтике могут погрозить пальчиком из «обкома» и строго-настрого наказать ни в каких «шелковых путях» не участвовать. И что тогда делать прибалтийским политикам? Придется закатать губу обратно и о больших деньгах для своих стран не мечтать.

Но если американцы даже забудут о Прибалтике, всё равно непонятно, как прибалтийские элиты будут взаимодействовать с Китаем, сохраняя при этом несгибаемо проамериканскую ориентацию во внешней политике.

На вышеупомянутой встрече с главой китайского парламента Даля Грибаускайте упустила прекрасный шанс промолчать и посреди разговора о возможных китайских инвестициях в Клайпеду заявила о «неприемлемом отношении к миропорядку», которое представляют собой «химическая угроза», исходящая от Сирии, и «ядерная угроза», исходящая от Северной Кореи. Слова про «неприемлемое отношение к миропорядку» были откровенным оскорблением китайской стороны, ведь в сирийском случае президент США Дональд Трамп отдал приказ ударить по сирийской авиабазе во время визита в Белый дом председателя КНР Си Цзиньпина, а в корейском случае Китай вовсе глубоко вовлечен в конфликт из-за ядерной программы КНДР и выступает на стороне Пхеньяна.

Даля Грибаускайте на переговорах с представителями высшего руководства КНРДаля Грибаускайте на переговорах с представителями высшего руководства КНР

И Даля Поликарповна на переговорах с представителем высшего руководства КНР о грядущих больших китайских инвестициях в Литву не нашла ничего лучше, чем заявить, что в любых спорных вопросах американо-китайских отношений великая геополитическая держава Литва всегда будет на стороне США.

Способны ли страны Прибалтики в принципе участвовать в больших стратегических проектах по созданию «Новой Евразии» при настолько провинциальном уровне их дипломатии?

Есть еще тонкий идеологический момент. Главы Литвы, Латвии и Эстонии как ни в чём не бывало принимали у себя высших партийных функционеров Коммунистической партии Китая. А как же то, что коммунизм в странах Балтии приравнен к нацизму и считается преступной идеологией? Как прибалтийские деятели будут выстраивать стратегическое партнерство с Китаем, сохраняя при этом непоколебимую твердость своих мировоззренческих установок? Придется признать существование в мире культурного, религиозного, идеологического и политического многообразия.

Способны ли на это прибалтийские неофиты глобального мира с их комсомольским задором? Или они думают в обмен на китайские товары экспортировать в Китай демократию? Сделают Поднебесную участником «Восточного партнерства», будут обещать вступление в НАТО и Евросоюз, начнут готовить в Пекине Евромайдан.

Смешно? Но это уровень прибалтийской внешней политики. Другой внешней политики для мира у Прибалтики нет.

И самый главный вопрос.

Как Прибалтика намеревается участвовать в проекте «Сотрудничества портов трех морей» и других стратегических инфраструктурных проектах с участием Китая, оставаясь при этом «буферной зоной» против России, требуя продления санкций, разрывая экономические связи с Москвой и не признавая Евразийского экономического союза?

География поездок высших китайских чиновников откровенно указывает, что все ключевые проекты Китая в Евразии и Европе готовятся с вовлечением России. Москва — ключевое звено китайской стратегии экономической экспансии в Евразию. Сопряжение Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути» подтверждено официально.

Прибалтика же демонизирует в Евросоюзе евразийскую интеграцию, считает ЕАЭС «неоимперским проектом Кремля», упорно рвет связи Европы с Россией и живет одним страхом «русской угрозы». И при этом хочет сотрудничать с Китаем.

Как в Вильнюсе, Риге и Таллине себе это представляют? Возможно, в прибалтийских столицах существует глобус Прибалтики, на котором балтийские страны в самом деле являются Скандинавией и граничат напрямую с Китаем. Но география — наука упрямая: в суровой объективной реальности китайские грузы в прибалтийские порты иначе как через Россию не попадут.

Прибалтийским властям неизбежно придется делать выбор.

Либо они меняют свою внешнюю политику, либо продолжают медленно гнить на задворках Европы, называя этот выбор принципиальной позицией и политикой ценностей.

И третьего варианта у них нет. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров