США направят Беларуси 1,3 млн долларов для борьбы с коронавирусом. По сообщению Государственного департамента, деньги общей суммой 274 млн долларов будут выделены десяткам стран по программе оказания экстренной помощи. Финансовые вливания порядка 140 млн евро по линии Восточного партнерства намерен сделать и Европейский союз. Кроме того, Еврокомиссия обещает выделить 700 млн евро на преодоление спровоцированного пандемией социально-экономического кризиса в странах Восточного партнерства. Эта помощь явно недостаточна для решения экономических проблем постсоветских республик. Она носит символический характер и предполагает усиление политического влияния в странах-реципиентах.
Геополитические гонки во время чумы
Очевидно, что подобные акции помимо гуманитарного, носят и политический характер. Пандемия COVID-19 не только не обнулила традиционные геополитические противоречия, но и придала им новый импульс, когда мировые игроки стремятся воспользоваться ситуацией, чтобы закрепить свое влияние в тех или иных регионах или, наоборот, ослабить позиции своих геополитических оппонентов.
Оказание гуманитарной помощи превращается в своего рода шоу, призванное подчеркнуть великодушие дающего и сформировать его позитивный образ в глазах общества страны-реципиента.
В последнее время много говорилось о том, что пандемия коронавируса стала мощным ударом по европейской и трансатлантической солидарности. Страны закрывались друг от друга, предпочитая справляться с проблемами в одиночку, а европейские институты оказались в параличе.
Более того, вскрылись и вовсе некрасивые истории фактического воровства отдельными европейскими странами гуманитарной помощи, направлявшейся в Италию.
На этом фоне весьма эффектно выступили Россия, Китай и Куба, организовавшие доставку гуманитарных грузов и оказание медицинской помощи Италии.
Для западного глобализма эта поддержка на поверку оказалась весьма токсичной, поэтому западные медиа рассматривали ее в сугубо негативном ключе, как информационную и идеологическую диверсию против «солидарности цивилизованного мира».
После такого, осталось только ждать ответного хода.
И основной целью евроатлантического альянса стали страны постсоветского пространства, вовлеченные в геополитическое противостояние России и Запада.
Несложно догадаться, на какой медийный эффект рассчитаны анонсированные гуманитарные меры в странах Восточного партнерства: продемонстрировать великодушие и заботу ЕС и США на фоне черствости и жадности Москвы.
Последствия евро-американской помощи для белорусско-российских отношений
Для отношений Беларуси и России анонсированная помощь со стороны ЕС и США может стать очередным испытанием на прочность. На фоне очевидного кризиса Союзного государства евроатлантические структуры усиленно наращивали свое присутствие в Беларуси, и думать, что этот процесс был остановлен пандемией COVID-19, весьма наивно.
Если коронавирус изрядно подмочил светлый образ европейской солидарности, то в случае с Беларусью и Россией он продемонстрировал полное ее отсутствие.
Никаких попыток выработать совместные меры по противодействию пандемии предпринято не было. Более того, в своем отношении к проблеме Москва и Минск двинулись в разные стороны.
Россия в вопросе противодействия COVID-19 в целом движется в общемировом русле. Реакция общества и государства на происходящее намного спокойнее, чем на Западе (впрочем, и масштабы проблемы, к счастью, далеко не те), однако предпринимаются те же меры, что и везде: закрываются границы, ограничивается передвижение граждан, вводится карантин.
Беларусь оказалась в числе тех немногих государств, которые не пошли на серьезные ограничительные меры: границы остаются открытыми, карантин не вводится, так как власти республики считают эти меры нецелесообразными.
В очередной раз вскрылась несогласованность подходов в вопросах пограничного контроля: Россия в одностороннем порядке закрыла границу с Беларусью, вызвав негативную реакцию со стороны Минска. Столь глубокие разногласия в вопросах эпидемиологической безопасности накладываются на общий конфликтный фон из-за так и не урегулированных отношений в сфере нефтяных поставок и общих негативных тенденций в белорусской экономике.
Очевидно, именно в этом и заключается главная причина, почему Беларусь не идет на радикальные карантинные меры. Экономическая ситуация, и без того не блестящая, будет только ухудшаться на фоне торможения мировой экономики.
Введение карантина станет лишь катализатором негативных тенденций, и это, напомним, в год президентских выборов.
В белорусском обществе реакция на происходящее неоднозначная. С одной стороны, глядя на меры, предпринимаемые в других странах, белорусы также хотят большей защищенности. Эту тему активно раскручивает националистическая оппозиция, призывая к всеобщему карантину и обвиняя власти в сокрытии «истинных масштабов эпидемии» (по официальным данным, на 31 марта зафиксировано 152 случая заражения и 1 летальный исход). С другой стороны, многие в Беларуси страшатся карантина и перевода на удаленный режим работы, опасаясь остаться без средств к существованию в условиях надвигающегося кризиса.
На этом фоне вопрос внешнеэкономической помощи становится особенно актуальным для Минска, и здесь-то Запад может взять инициативу в свои руки.
Безусловно, деньги, выделяемые на борьбу с коронавирусом, являются скорее символическими и вряд ли помогут Минску справится с существующими проблемами. Однако можно не сомневаться, что эта помощь будет активно распиарена через сеть западных агентов влияния.
Кроме того, далеко не факт, что экономическая помощь ограничится только этим. Коллективный Запад по-прежнему остается держателем контрольного пакета акций мировой экономики, поэтому средства для точечной благотворительности в зонах интересов у него точно найдутся.
Весьма вероятно, что по итогам экономического кризиса Запад окажется в относительно более выигрышном положении — просто в силу большего контроля над мировой экономикой и накопленного запаса прочности. А значит, организовывать аттракционы невиданной щедрости в малых странах на фоне относительного упадка других центров силы ему будет не в пример проще.
Естественно, любая помощь предоставляется Западом не за просто так, а за определенные политические уступки.
А чего хотят ЕС и США от той же Беларуси, всем и так хорошо известно.