Латвийский русский телеканал ТВ5 с 31 марта прекращает свою работу. Ранее он был известен своими общественно-политическими программами, однако концепция изменилась. Почему так произошло, в чём причина его закрытия и насколько латвийские телеканалы в своих передачах поднимают интересующие русскоязычную аудиторию проблемы, порталу RuBaltic.Ru рассказал медиаэксперт, профессор университета им. Страдиня Сергей КРУК:
– Профессор Крук, на прошлой неделе было объявлено, что латвийский телеканал ТВ5, ориентированный на русскоязычную аудиторию, с 31 марта прекратит вещание. Скажите, пожалуйста, почему так произошло?
– Думаю, что собственник канала просто не смог определить его нишу и свою целевую аудиторию. На ТВ5 несколько раз менялась команда журналистов, что, соответственно, также отражалось и на его стиле. В начале своей работы в 2000-х годах он был довольно интересным, работающие на нём журналисты стажировались на НТВ, и они принесли в Латвию новый стиль репортажного новостного вещания. На мой взгляд, через ТВ5 и остальные латышские журналисты многому научились.
Несколько лет спустя на каналах латвийского телевидения стали появляться аналогичные репортажные жанры, когда журналисты начали «ходить в народ», разговаривать с людьми и рассказывать, что они видят вокруг. Всё это началось в Латвии именно с канала ТВ5.
Канал стал известен зрителю благодаря своим новостным передачам. Кроме этого, он выпускал интересные дискуссионные программы, многие из которых позже оказались закрыты. Да, можно спорить, не превышали ли они бюджет, не стоило ли всё это слишком дорого, ведь качественная журналистика – она всегда очень дорогая, и было ли их закрытие обусловлено политическими или финансовыми причинами. Однако думается, что стоимость всё же не была главным критерием, ведь потом ТВ5 начал создавать другие, менее интересные передачи, в основном развлекательного характера, с большими финансовыми затратами.
В то же время, у всех на слуху была программа Андрея Мамыкина «Без цензуры», поднимавшая острые темы и вопросы и поэтому имевшая высокий рейтинг. О ней говорили, она собирала много людей, которые после окончания этой передачи не переключали канал, а продолжали смотреть его дальше.
Однако от услуг Мамыкина руководство канала предпочло отказаться, а передача, по политическим мотивам, оказалась закрыта.
Ещё ТВ5 специализировался на освещении бытовых проблем, таких как ремонт отопления или канализация. С этим направлением, на мой взгляд, он хорошо справлялся. Но говорить с русской аудиторией только об этом, передавать мультфильмы про жизнь кота Леопольда либо юмористические программы пятилетней давности… ясно, что канал не соберёт аудиторию. Думаю, журналисты ТВ5 действительно нашли нишу, но собственники или не поняли этого, или в угоду своим политическим интересам предпочли довести его до закрытия. Когда на русском телевидении прекратили говорить о тех острых проблемах, о которых русские говорят на кухне, ясно, что закрытие канала стало лишь вопросом времени. В свою очередь, собственник ТВ5, компания MTG, недвусмысленно показал, что эти темы на телевидении он поднимать не хочет.
– Как Вы думаете, куда уйдёт аудитория ТВ5 после его закрытия? Каким телеканалам отдаст предпочтение?
– Сейчас вообще всё меньше и меньше людей смотрят телевизионные каналы. Многие из них уходят в интернет, предпочитая смотреть интернет-телевидение, или те же новости, или конкретные телевизионные передачи, но в интернете, в удобное для людей время, а не тогда, когда их показывают по ТВ. Например, на латышском, да и на русском языке в интернете регулярно появляется пересказ таких популярных в Латвии передач, как «De Facto» или «Nekā personīga» («Ничего личного»), таким образом, взаимодействие между печатными и электронными СМИ происходит. Так что здесь у аудитории ТВ5 большой выбор, вопрос лишь в том, что зрители этого канала искали и находили в его передачах?
Думаю, локальная информация, скорее всего, пропадёт. Например, те же криминальные или бытовые передачи – их уже не будет. В этом смысле рижская аудитория что-то, конечно, потеряет, но я считаю, что замену зрители найдут быстро. В русской среде очень популярны еженедельники с телепрограммой, например «МК-Латвия», где также много информации бытового характера. Так что с этой точки зрения больших проблем не будет, зрители найдут другие, не обязательно телевизионные СМИ.
Тогда как если говорить о политической информации, которая называется «публичной сферой», то ТВ5 уже давно перестал выполнять такую функцию. Мы не можем говорить, что этот канал воспитывал в зрителях гражданскую позицию и предоставлял платформу для столкновений мнений. Да, в передаче у Мамыкина эти столкновения мнений были, но после продажи канала его передачу быстро ликвидировали.
– В Латвии среди русскоязычной аудитории самым популярным телевизионным каналом является Первый Балтийский канал (ПБК), аналог российского Первого канала. Объясните, в чём причина его популярности?
– На нём очень много развлекательных передач. Его зрителей обычно разделяют на две категории. Первые – те, для которых это привычка. Они приходят домой и включают телевизор для того, чтобы что-то было на фоне, не важно что. Вторая категория – это те люди, которые специально ждут и смотрят конкретные передачи.
Могу сказать, я специально изучал динамику изменения доли зрителей на этом канале в течение дня. Она увеличивается во время показа художественных фильмов или различных шоу и уменьшается, когда начинается программа «Время». К концу передачи его аудитория, наоборот, увеличивается: зрители ждут начала «Латвийского времени», а эта программа начинается в разное время, и нужно очень постараться, чтобы попасть на её начало. После же окончания «Латвийского времени» доля зрителей опять росла, так как люди смотрели фильм или сериал, который там показывался, и оставалась высокой до его окончания.
– То есть, на Ваш взгляд, русскому зрителю больше интересны развлекательные передачи, чем глубокая аналитика?
– Насчёт «глубокой аналитики» – покажите мне, где она есть на латвийском телевидении? Её нет. Что касается информации, то больше интересует, конечно, локальная информация, а не международная. В Латвии и русские, и латыши международной информацией особо не интересуются. Как мы видим, газеты у нас читают меньше всего среди всех стран Евросоюза, очень непопулярно это чтиво. Больше всего латыши читают нишевые журналы, например про рыбалку или женские журналы, тогда как русские жители предпочитают еженедельник «МК-Латвия», где есть баланс между развлекательной информацией, бытовой информацией, например, различными изменениями в законодательстве, разными полезными советами и так называемыми «жареными фактами».
Нужно, чтобы в Латвии не только на русском языке была настоящая «публичная сфера» и чтобы СМИ принимали в этом участие, организовывали дебаты и дискуссии, создавая связь между политиками и избирателями или негражданами, – вот эти функции латвийские СМИ совершенно не выполняют.
– Но ведь некоторые журналисты, уволенные с ТВ5, ушли на канал LTV7, образовав там русскую редакцию и запустив цикл общественно-политических дискуссионных передач…
– Да, такие передачи там есть, но, на мой взгляд, их ведущие опасаются поднимать для обсуждения наболевшие проблемы, действительно волнующие латвийского русскоязычного зрителя. Всё же они больше уходят в обсуждение бытовой тематики, что тоже интересно. Да, они умеют об этом хорошо рассказывать и находить какой-то любопытный аспект. Однако я полагаю, что они боятся накалять страсти и избегают разговоров о тех нескольких болевых проблемах, действительно волнующих русскую аудиторию.
По моему мнению, эти темы поднимать нужно, и такие передачи, конечно, нужны, ведь именно в этом и состоит смысл телевидения! Передачи, где есть столкновение мнений, привлекают внимание аудитории, которая желает посмотреть, как же разрешится дискуссия. Также не надо забывать, что именно в столкновении мнений и рождается истина. Если эти темы замалчиваются, волнующие зрителей общественно-политические проблемы, о которых говорят на кухне, не поднимаются, латвийской русской аудитории смотреть такой канал будет неинтересно.