×
Политика Политика

Латвийские школы продолжат закрывать из-за отсутствия денег

Источник изображения: ritmus.hu

В Латвии продолжают закрываться школы, закрываться там, где они нужнее всего – в первую очередь в сельской местности. Экономическая ситуация не позволяет содержать учебные заведения с малым числом детей. В будущем году сотни учителей снова ожидает сокращение. Сегодня у латвийского государства совсем другие приоритеты – наращивать оборонный бюджет, ожидая российского вторжения. Ну и, конечно, слуги народные не забывают о себя: с 2017 года заработные платы министров и главы правительства подрастут. 

Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис анонсировал новую «оптимизацию сети школ». Говоря менее политкорректно, грядет очередная порция закрытий и сокращений. Подобные шаги – «в интересах всей страны, и тут нет места эгоизму», заявил премьер, указав, что содержание сети школ является неадекватно дорогим в соотношении с числом школьников. 

Премьер-министр Марис КучинскисПремьер-министр Марис Кучинскис

В общем, ничего нового. На протяжении 18 лет, начиная с 1998 года, число общеобразовательных учебных заведений в стране сокращается. За этот период Латвия ежегодно теряла 17 школ. В 2009 году, оправдываясь трудной финансово-экономической ситуацией, самоуправления страны по согласованию с Министерством образования и науки ЛР реорганизовали и ликвидировали 105 школ. Около 5000 учителей потеряли работу. Нужно быть реалистами, комментировал этот неприятный процесс министр образования и науки Латвии Карлис Шадурскис, в стране много учебных заведений, в которых учится «ничтожное количество учеников». Спорить трудно.

Если в 1999/2000 учебном году в Латвии насчитывалось 361,4 тыс школьников, то в 2014/15 – лишь 209,7 тыс. В 2016 году Минобрнауки согласовало закрытие 17 учреждений образования и реорганизацию еще 14 учреждений.

Шадурскис поспешил успокоить отчаявшихся педагогов.  Работы лишатся не тысячи, а сотни учителей, обнадежил министр. Накануне Шадурскис также сообщил, что в этом году дополнительных средств на зарплаты учителям выделено не будет. Компенсации не получат и те учителя, которые лишились работы после закрытия школ – денег на социальную подушку нет.

Министр образования и науки Карлис ШадурскисМинистр образования и науки Карлис Шадурскис

Именно отсутствием денег объясняется необходимость реорганизации образовательных учреждений. Но, как известно, прямолинейность – большая редкость в политике. Поэтому для более благоприятного эффекта закрытие школ сопровождалось рассказами о внедрении новой системы оплаты работы учителей. Суть новаций проста: повысить минимальную оплату за учительскую ставку, одновременно увеличив количество учащихся на одного педагога и часы этой самой ставки. Куда денутся «лишние» учителя – вопрос риторический. «Возможно, кое-где педагогов больше, чем следовало бы», – толсто намекал президент Вейонис в августе этого года. Новая модель оплаты труда  педагогов предусматривает, что один класс в средней школе должен состоять не менее чем из двенадцати учеников. Порядка 80 школ республики в настоящее время не соответствуют этому критерию.

Сама реформа оплаты труда учителей, между тем, получилась уж очень неоднозначной.  После вступления в силу новой модели некоторые латвийские педагоги вместо долгожданного увеличения заработной платы получили на треть меньше, чем ранее.

Зарплаты возросли у 47% столичных учителей, рассказывал рижский градоначальник Нил Ушаков во время пресс-конференции, указывая, что такой прибыток стал возможным только благодаря 2 млн евро, которые дума выделила на оклады учителям из собственных средств. В свою очередь более 26% педагогов Риги потеряли в зарплате, отметил мэр, 10% – более 100 евро, а примерно 4% – более 200 евро.

Мэр Риги Нил УшаковМэр Риги Нил Ушаков

Стоила ли овчинка выделки? Тем более, что под нож оптимизации снова были пущены именно маленькие «неэффективные» сельские школы. Уничтожая эти учебные заведения близорукие менеджеры от образования отказываются посмотреть дальше своего носа. Сколько бюджетных денег уйдет на пособия по безработице сельским учителям, бывшей школьной администрации? Какие издержки будут нести дети и родители, тратя дополнительное время на дорогу к новым школам, лишившись возможности заниматься в кружках и студиях. Не интересуют дети? Ну тогда попробуйте посчитать, в какую сумму выльется содержание и отопление пустующих зданий, их ремонт и охрана?

Если государству не хватает денег на школы, уместно задать и другой вопрос: верно ли были расставлены приоритеты? Так, в дефицитном бюджете 2017 года расходы на оборону увеличены на 98 млн евро, а финансирование образования с новой моделью оплаты труда учителей – лишь на 11 млн.

Конечно, всю казну – на войну, Путин у порога…

Недостаток денег на школы, однако, не мешает политикам в очередной раз повышать свои и без того совсем не «учительские» зарплаты. В 2017 году оклады латвийских министров вырастут с 3580 до 3828 евро до уплаты налогов, а премьер-министра – с 3771 евро до 4032 евро. Очередной плевок в лицо работникам сферы образования.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров