В Литве в очередной раз заявили, что Калининградская область была отдана России не навсегда, и назвали ее «литовским краем в чужих руках». Территориальный статус российского региона снова предлагают пересмотреть: это продуманная политическая кампания, заказчик которой — Литовское государство.
«Земля Караляучюса очень значительна во многих аспектах — от культуры до геополитики, но во многом она сознательно забыта литовцами из-за неадекватных действий Кремля. В результате вопрос принадлежности Караляучюса всегда рассматривался очень осторожно».
Так начинается статья с характерным названием «Литовский край в чужих руках», вышедшая в литовской газете Respublika. Караляучюсом в ней на литовский манер называется российский Калининград.
Автор, публицист Бенас Володзка, сетует согражданам на то, что межвоенное литовское общество было куда более амбициозным по отношению к Восточной Пруссии, чем сегодняшнее. Современная Литва рассматривает любые действия по защите литовских интересов в «Караляучюсе» как создание ненужных проблем, хотя «милитаризированный Калининград сегодня представляет явную угрозу как выживанию Литвы, так и ее безопасности».
Традиционный для литовских публикаций на эту тему вывод: Калининград необходимо отнять у России, тем более что юридическая принадлежность этого региона вызывает сомнения.
«Кстати, соглашение стран-победительниц не было подписано навсегда, — пишет Бенас Володзка о «варварском принципе» разделения Восточной Пруссии. — Истечение времени действия соглашения дает возможность снова подумать об административной принадлежности Караляучюсского края».
Эти слова — очередная вариация исключительно литовского (то есть воспроизводящегося и продвигающегося только в Литве) мифа на тему «Калининградская область принадлежит России незаконно». Адепты этого мифа уверяют: в итоговых документах Потсдамской конференции сказано, что немецкий Кенигсберг передается Советскому Союзу на 50 лет, следовательно, в 1995 году Калининград перестал по праву быть российским.
Раздел V итогового протокола Потсдамской конференции в части Кенигсберга звучит так: «Конференция в принципе согласилась с предложением советского правительства о передаче Советскому Союзу города Кенигсберга и прилегающего к нему района, как описано выше. Однако точная граница подлежит исследованию экспертами. Президент США и премьер-министр Великобритании заявили, что они поддержат это предложение на конференции при предстоящем мирном урегулировании».
Ни про какие 50 лет здесь нет ни слова, но секту «возвращения литовского города Караляучюса» это не смущает, равно как и Московский договор между ФРГ и Советским Союзом 1970 года о совместном признании границ, заключительный акт Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года о признании послевоенных границ и многосторонний договор СССР, США, Великобритании, Франции, ГДР и ФРГ об окончательном определении границ объединенной Германии.
Было бы большой ошибкой считать статью в газете Respublika не заслуживающим внимания выкриком рядового литовского шизофреника.
Делигитимация правого статуса Калининградской области последовательно ведется в Литве долгие годы, и имена людей, занимающихся вбросами мифа о незаконности передачи Калининграда СССР, показывают за отдельными высказываниями целенаправленную кампанию, заказчик которой — Литовское государство.
Депутат Сейма Литвы от партии «ландсбергистов», директор Центра изучения Восточной Европы (экспертной структуры, приближенной к МИД и администрации президента Литвы) Лауринас Кащюнас неоднократно заявлял, что земли Восточной Пруссии были переданы Советскому Союзу на 50 лет и Калининградская область уже 20 лет как должна была вернуться в состав Германии. К слову, обращался Кащюнас не к Германии, а к Великобритании и США. Дескать, у участников Потсдамской конференции есть достаточно оснований требовать пересмотра постановлений об изменении территориальной принадлежности Восточной Пруссии.
В 2017 году другой депутат литовского Сейма, бывший пресс-секретарь президента Дали Грибаускайте Линас Бальсис говорил, что «время Калининграда закончилось» и Россия должна «вернуть его Европе». «Калининград не был в Потсдаме или Хельсинки отдан России в вечное пользование. Было сказано: отдаем под администрацию СССР до тех пор, пока в Европе не будет подписан окончательный мирный договор», — сказал Бальсис.
Так что статья в газете Respublika является далеко не первым публичным посланием на тему «незаконности» пребывания Калининграда в составе России. Не является она и первой публикацией в литовской прессе на эту тему.
«Как подумаю, что было бы, если бы Запад, вдохновленный экспансионизмом России, потребовал, к примеру, освободить Калининградскую область... Ведь соглашения, подписанные после Великой Отечественной войны, уже давно недействительны», — писала весной этого года газета «Клайпеда».
Подкоп под архитектуру безопасности в Европе, основа которой — система международных договоров о взаимном признании границ государств после Второй мировой войны, является государственной политикой Литовской Республики.
Литовская власть действует по принципу «капля камень точит». Если рубануть с плеча и официально заявить «вернем Караляучюс Европе» с трибуны Генеральной ассамблеи ООН или в официальном обращении МИД, выйдет международный скандал. Литва предстанет перед всем миром страной, которая пересматривает итоги Второй мировой, оспаривает решения антигитлеровской коалиции и ставит под сомнение серию соглашений великих держав.
Если же подтачивать историческую правду долго, но осторожно, допуская лишь маленькие (но регулярные!) инъекции лжи про «временную передачу на 50 лет», то миф пустит корни и со временем превратится в «тайное знание». Мол, все мы знаем, что Кенигсберг России принадлежит незаконно, просто европейцы не решаются потребовать его назад у Кремля.
В момент международного кризиса эта укоренившаяся мифология может сыграть решающую роль, и будет уже неважно, ложь это или правда: «протоколы сионских мудрецов» тоже были вымыслом, но свою лепту в дело Холокоста этот вымысел внес.
Литовские власти, видимо, рассчитывают на то, что Россия сочтет выше собственного достоинства обращать внимание на выпады каких-то безвестных политологов и публицистов. Пусть себе предаются галлюцинациям в своем интимном кругу. Что им в Литве еще остается с их-то масштабами вымирания, эмиграции, алкоголизма и самоубийств?
Если так, то в Литве недооценивают российскую школу международных отношений. Да, вбросы о «возвращении» Калининграда Европе — это мелкая пакость. Но вся военная история человечества показывает, что большие войны часто начинались как раз с таких мелких пакостей.
Поэтому деятелей в Вильнюсе, которые занимаются маленькими провокациями, по поводу этих маленьких провокаций ждет большой разговор с Москвой. Вопрос к ним будет поставлен ребром.
Если «соглашения, подписанные после Великой Отечественной войны, уже давно недействительны», то что мы будем делать с Клайпедой и Вильнюсом?
Они ведь тоже вошли в состав Советского Союза по итогам Второй мировой войны. Это СССР отдал Литве Вильнюс с Клайпедой. Если итоги войны давно недействительны, то давайте Россия вернет их прежним владельцам?