×
Политика Политика

Президента Литвы делают «козлом отпущения» за поражение в борьбе с Белорусской АЭС

Источник изображения: sputniknews.lt

Главный виновник поражения Вильнюса в борьбе с Белорусской атомной электростанцией (БелАЭС) — президент прибалтийской республики Гитанас Науседа. Об этом заявил известный дипломат, активист «Саюдиса», подписант Акта о восстановлении независимости Литвы Альбинас Янушка. По его мнению, глава государства дал согласие на запуск «атомного монстра» и тем самым опозорил свою страну. Очевидно, Янушка не последний, кто будет обвинять Науседу в капитуляции. Впрочем, президент Литвы сам предопределил свою судьбу, когда включился в уже проигранную войну с БелАЭС.

«Гитанас Науседа забыл о национальных интересах государства в тот момент, когда обратился к главе Европейского совета Шарлю Мишелю с требованием обязательного проведения стресс-тестов на БелАЭС до запуска станции. Это требование было выдвинуто в качестве условия для согласия на начало работы станции. И при этом г-н Науседа не потребовал отказаться от закупок электроэнергии, выработанной на БелАЭС! Ни слова о бойкоте этой электроэнергии! Первостепенный национальный интерес государства был забыт, его собственные обязательства были забыты», — возмущается Янушка на своей странице в Facebook.

Эпизод, о котором рассказывает политик, произошел 18 мая. В телефонной беседе с Шарлем Мишелем президент Литвы действительно потребовал задействовать «все рычаги институтов ЕС», чтобы заставить Беларусь выполнять требования атомной безопасности.

Об остановке проекта речь уже не идет: на станцию завезли ядерное топливо, при молчаливом согласии всего международного сообщества она начнет работать через считаные дни.

Запуск первого энергоблока запланирован на 18 июня.

По мнению Янушки, в этот день произойдут «триумф интересов Лукашенко и позорное поражение Литвы».

«Если литовские политики, которые хотя бы несколько обеспокоены безопасностью страны и интересами ее внешней политики, не выступят против этого», — добавляет раздосадованный дипломат.

Предположим, выступят, и что дальше? Литовские «выступления», которые больше походят на цирковые номера, продолжаются уже несколько лет. Концерт не прекращался даже во время смены власти: пока Даля Грибаускайте предпринимала последние кавалерийские наскоки на БелАЭС, все ключевые кандидаты на пост президента Литвы обещали продолжить ее бестолковые начинания.

В этом вопросе Науседа проявил образцовую порядочность. Сказал — сделал. Никто не может обвинить его в том, что он «забил» на проблему белорусского «атомного монстра». Напротив, удивляет воинственность литовского президента, который во время предвыборной кампании казался самым трезвомыслящим и прагматичным претендентом на высший государственный пост.

За последний год Белорусская АЭС стала для Науседы «девочкой Лидой» из стихотворения Ярослава Смелякова: «Он с именем этим ложится и с именем этим встает».

Но мантры о ядерной угрозе на союзников Вильнюса влияния не оказывают. Евросоюз эту грозу в упор не видит, доверяя выводам МАГАТЭ, в которых говорится о высочайшем уровне надежности БелАЭС. Даже заручиться безусловной поддержкой соседей не получилось. Позиция Латвии и Эстонии по вопросу закупок электроэнергии у Беларуси остается невнятной.

Скандал в Прибалтике: Латвия продалась Путину? / Оперштаб RuBaltic.Ru #13

Впрочем, Альбинас Янушка явно перегибает палку, когда винит во всем Науседу. Его совесть как раз должна быть чиста. К завершению второго президентского срока Дали Грибаускайте исход борьбы с БелАЭС уже был предопределен. Незадолго до победы Науседы на первом энергоблоке начались предпусковые наладочные работы.

Только оторванные от реальности литовские политики верили, что проект «Росатома» еще можно остановить. Или притворялись.

В конце концов, Науседе стоило бы обратить внимание на «хулиганский план» премьер-министра Саулюса Сквернялиса, обнародованный незадолго до президентских выборов. Это была неуклюжая попытка найти компромиссное решение по Белорусской АЭС — верный признак того, что от бойкота в стиле Грибаускайте пора отказываться.

Если проводить аналогии с боевыми действиями, то литовский фронт против БелАЭС на момент передачи командования Гитанасу Науседе находился в положении 6-й армии Паулюса под Сталинградом. Сопротивляться еще можно, но рассчитывать на успех уже не приходится.

В отличие от немецкого фельдмаршала, президент Литвы все-таки решил подписать почетную капитуляцию.

И здесь с Янушкой можно согласиться: требование обязательного поведения стресс-тестов подводит черту под попытками Вильнюса добиться остановки БелАЭС. Дальнейшие усилия будут направлены на то, чтобы не допустить или, в крайнем случае, максимально осложнить поставки белорусской энергии на биржу Nord Pool.

Но если стресс-тесты, на которых настаивает Науседа, будут проведены и докажут надежность станции, то с какой стати Литве продолжать ее бойкот? Выглядеть это будет предельно глупо. Таким образом, требования лидера прибалтийской республики открывают дорогу и для запуска БелАЭС, и для экспорта ее продукции в западном направлении.

Как бы предвещая подступающую волну негодования, Науседа все-таки пытается снять с себя ответственность за поражение: «Таких иллюзий, что АЭС будет построена в другом месте или ее вообще сровняют с землей, наверное, мы себе позволить не можем. Это нужно было делать 11–12 лет назад; к сожалению, мы не сделали ничего».

Абсолютно здравая позиция. Непонятно только, почему до этого президент Литвы целый год боролся с проектом, обреченным на реализацию.

Поэтому и Янушка задает закономерный вопрос: «Что случилось с президентом Науседой, который вдруг передумал (останавливать строительство БелАЭС — прим. RuBaltic.Ru)?»

Мог бы не передумывать, а изначально занять конструктивную позицию. Бойкотировать станцию должны были предшественники — нам остается только сотрудничать с Минском, чтобы убедиться в ее безопасности. Тем самым Науседа вызвал бы на себя огонь критики, но и избавился бы от необходимости отвечать за чужие ошибки.

Теперь же литовский лидер получит то, чего заслуживает. «Козлом отпущения» за поражение в борьбе с БелАЭС окажется именно он.
Янушка наверняка не единственный, кто будет говорить, что успех был возможен. Если бы президент в последний момент не свернул с «правильного» пути…

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Статья доступна на других языках:
Читайте также
Литва признала поражение: БелАЭС будет запущена
18 мая 2020
Накануне запуска в эксплуатацию Белорусской АЭС поведение официального Вильнюса становится все более неадекватным.
Президент Литвы потребовал уволить главу Минтранса за «проблемное прошлое»
29 мая 2020
Литовский президент Гитанас Науседа заявил о намерении уволить главу Минтранса республики Ярослава Наркевича. Поводом послужила череда скандалов, которая тянется за министром последние годы.
Президент Литвы позвал на саммит «Восточного партнерства» все страны ЕС
19 мая 2020
Предстоящий саммит «Восточного партнерства» должен состояться в присутствии представителей всех стран ЕС, заявил литовский президент Гитанас Науседа на встрече с председателем Совета руководителей ЕС Шарлем Мишелем. По его словам, в настоящее время особенно необходимо оказать поддержку избравшим европейский путь странам.
«У нас президент — это не как в Литве»: Лукашенко исключил победу женщины на выборах в Беларуси
29 мая 2020
Белорусы не готовы голосовать на выборах президента за женщину, считает глава республики Александр Лукашенко.
Новости партнёров