Абсолютное большинство украинцев выступает за то, чтобы государство гарантировало гражданам право получать образование и общаться с чиновниками на русском языке. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС). Сторонники сохранения русского языка в системе среднего образования составляют 73% — ровно столько, сколько во втором туре президентских выборов набрал Владимир Зеленский. Но ни он лично, ни его партия «Слуга народа» даже не пытаются смягчить гуманитарную политику предыдущей власти.
По данным КМИС, 33% украинцев считают, что государство должно обеспечить русскоязычным гражданам Украины право получать школьное образование на родном языке по всей территории Украины, еще 40% — что оно должно быть доступно в тех областях, где большинство населения этого желает.
Сторонники украинизации средней школы составляют абсолютное меньшинство (24%).
Похожий результат зафиксирован и по вопросу общения с чиновниками. 37% опрошенных выступают за сохранение права обращаться к госслужащим на русском языке по всей территории Украины, 31% — в отдельных областях.
Директор института Владимир Паниотто сопроводил пресс-релиз своими комментарием, как бы оправдываясь перед соотечественниками за полученные данные.
«Другие исследования показывают: большинство хочет, чтобы украинский язык был единственным официальным и государственным, чтобы чиновники в рабочее время говорили на украинском, — пишет социолог. — Является ли общественное мнение по этому поводу сформированным и не зависит ли оно от формулировки вопроса, является ли оно амбивалентным или же здесь нет противоречий, а респонденты отвечают, имея в виду различные аспекты этой проблемы, — все это требует дальнейших исследований».
Для наглядности Паниотто ссылается на другое свежее социологическое исследование, которое проводил фонд «Демократические инициативы» совместно с Центром Разумкова. По его результатам, абсолютное большинство украинцев (80%) согласно с тем, что все руководители государства и государственные служащие должны в рабочее время общаться на украинском языке.
Причем этот тезис поддержала даже большая часть жителей восточных и южных регионов. Почему же так сильно разнятся данные социологических фирм?
В действительности здесь нет никакого противоречия.
Просто фонд «Демократические инициативы» и Центр Разумкова сформулировали вопрос так, чтобы конечный результат обрадовал сторонников тотальной украинизации.
Людям задали очевидный и, по сути, бестолковый вопрос: госслужащие в рабочее время по определению должны использовать государственный язык. Поэтому даже в юго-восточных областях респонденты в большинстве своем пожимали плечами и говорили: «Согласен». Но те же люди могут согласиться (и наверняка соглашаются) с тем, что в отдельных случаях чиновникам позволительно переходить на русский язык.
Исследование КМИС оказалось более гибким и конкретным: здесь вопрос поставлен ребром. Сопоставление результатов двух соцопросов указывает на то, что жители юго-восточных областей не посягают на привилегированный статус украинского как главного языка делопроизводства, но при этом выступают за расширение возможностей использования русского.
В этом контексте можно с уверенностью констатировать, что украинская демократия, которой в прошлом году так восхищались на Западе, дала серьезный сбой. Сторонники смягчения гуманитарной политики Петра Порошенко имеют незаслуженно низкое представительство в Верховной раде — высшем законодательном органе страны, который регулирует в том числе и вопросы языковой политики.
Интересы русскоговорящих граждан Украины пытается отстаивать только одна парламентская фракция — «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ). «Батькищина», «Голос» и «Европейская солидарность», которые стоят на позициях форсированной украинизации, суммарно имеют в парламенте почти на три десятка «штыков» больше. К этому же лагерю по факту примкнуло правящее большинство.
В гуманитарной сфере Зеленский пошел по пути наименьшего сопротивления и решил сохранить статус-кво. Вопроса языка он старается вообще не замечать. Точно так же, как и религиозного раскола.
Но если между православными церквями на Украине установилось некое равновесие, благодаря чему прихожане Московского патриархата не чувствуют себя обделенными, то доминирование украинского языка не уравновешивается ничем.
Более того, «слуги народа» продолжают «подгонять» под него украинское законодательство.
В январе Верховная рада приняла новый закон о полном общем среднем образовании, в котором детально прописаны правила перехода на украинский язык обучения и предусмотрены три различные модели этого перехода. Самая дискриминационная из них, разумеется, предусмотрена для русскоговорящих детей. С 5 класса они будут изучать на украинском языке не менее 80% предметов, а венгры, румыны и другие носители языков ЕС — только 20% (с последующим увеличением до 60% в старшей школе).
К тому же для нацменьшинств европейского происхождения предусмотрен переходный период — для них нормы закона начнут действовать с 2023 года.
Русскоговорящим придется приспосабливаться к новой системе всего через несколько месяцев.
Депутат от «Слуги народа» Максим Бужанский выступил с логичной инициативой — перевести все школы на украинский язык обучения синхронно, в одно и то же время. Но до голосования дело не дошло.
Бужанский — едва ли не единственный депутат пропрезидентской фракции, который солидаризуется с ОПЗЖ по гуманитарным вопросам. В декабре прошлого года он пытался отменить базовый закон о языке, совсем недавно вместе с нардепом от «Оппозиционной платформы» Олегом Волошиным подал законопроект, который разрешает говорить по-русски во время выступлений в парламенте. Скорее всего, обе инициативы будут забракованы еще на уровне комитетов.
К желающим внести изменения в закон о языке внезапно присоединился и Александр Ткаченко — глава комитета гуманитарной и информационной политики. Но его заявление могло быть и не согласовано с офисом президента (особенно если учесть, что Ткаченко — яркий представитель группы Коломойского, у которого в последнее время испортились отношения с Зеленским).
Если же согласовано, то президент играет в свою любимую игру — старается удовлетворить запросы разных электоральных групп.
Противники языкового закона получают сигнал, что в команде Зеленского хотят его изменить. Сторонники получают сигнал, что это мнение отдельно взятого депутата, которое не нашло поддержки на уровне руководства партии.
Видимо, поэтому в «Слуге народа» довольно лояльно относятся к «ватному» Бужанскому — человеку, который куда более органично смотрелся бы в компании Медведчука и Рабиновича. О его исключении из фракции речь не идет.
Будучи возмутителем спокойствия в рядах Зе-команды, он работает на удержание ядерного электората президента (русскоязычного населения юго-востока).Но вряд ли эта стратегия окажется эффективной. Наивный украинский народ все же не настолько наивен, чтобы не замечать очевидную вещь: Зеленский оставил своих избирателей в дураках. Что ж, не он первый, не он последний…