Новое столкновение Анкары с Москвой в сирийском конфликте опять завершилось без вовлечения Североатлантического альянса, членом которого является Турция. Страны НАТО в очередной раз «слили» союзника, ограничившись выражением моральной поддержки президенту Турции Эрдогану. Публично прозвучали слова, что Эрдоган сам спровоцировал вооруженный конфликт, поэтому не может быть и речи о реализации 5 статьи Устава. Альянс дал понять, что воевать с Россией за союзников-провокаторов не собирается; это богатая пища для размышлений не только в Турции, но и, к примеру, в Прибалтике.
Что, если совсем вкратце, произошло? Сирийская армия начала антитеррористическую операцию в провинции Идлиб — последнем регионе Сирии, который до сих пор не очищен от боевиков-исламистов. Не очищен главным образом потому, что идлибские исламисты настроены протурецки и пользуются покровительством Анкары.
Турция обвинила Сирию в нарушении соглашений о перемирии и ввела в Идлиб войска. Сирийские военные нанесли по турецкой армии авиаудар, в результате которого погибли 33 человека. Ближний Восток оказался в шаге от полномасштабной турецко-сирийской войны.
Большая сильная Турция вмиг раздавила бы маленькую Сирию, изможденную гражданской войной, не будь у той за спиной России.
Воевать с Россией у турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана кишка тонка. Из страха перед клинчем с Москвой в Анкаре даже заблокировали социальные сети, чтобы угар патриотической общественности, не дай Бог, не принял антироссийской направленности.
Однако Турция тоже не сама по себе. В теории у нее тоже хватает военных союзников. Целый блок НАТО, полноценным участником которого является Турция. Вместе с союзниками по НАТО можно не бояться бросить вызов самому Путину.
Руководствуясь этой элементарной логикой, Эрдоган созвал экстренный саммит Североатлантического альянса. За 70-летнюю историю НАТО это был всего лишь шестой раз, когда участник Альянса задействовал четвертую статью Устава, дающую право на созыв чрезвычайного саммита для обсуждения коллективного отражения военной агрессии против союзника по военному блоку.
Четвертая статья сработала. Совет послов стран — участников НАТО собрался в Брюсселе, конфликт разобрали… и турецкий замах на рубль обернулся ударом на копеечку.
Никакой военной помощи Турции Североатлантический альянс не оказал и готовиться ради Эрдогана к Третьей мировой с Россией отказался категорически.
Дело ограничилось смехотворной моральной поддержкой. «Сегодняшнее заседание — ясный признак солидарности с Турцией. Союзники уже поддерживают Анкару, мы усилили противовоздушную оборону страны. Но союзники думают о том, какую еще поддержку можно оказать Турции, столкнувшейся со страшным конфликтом в Сирии», — заявил по итогам саммита генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
Тем же напутствием в стиле «морально мы с вами, а сами с балкона посмотрим» закончились лихорадочные попытки Эрдогана дозвониться до Вашингтона. Соединенные Штаты выразили готовность приложить миротворческие усилия по урегулированию конфликта в Идлибе, словом не обмолвившись, что вообще-то Турция — американский союзник по НАТО, и в случае войны вся мощь Вооруженных сил США будет на ее стороне.
Союзники по НАТО, по-простому говоря, «слили» Турцию, предоставив Эрдогану разбираться с Путиным самостоятельно.
Повторилась ситуация осени 2015 года, когда Анкара сбила российскую «сушку» и оказалась на грани войны с Россией. Тогда Эрдоган так же взвыл от страха и воззвал к трансатлантической солидарности. В НАТО ему ответили: морально мы с тобой, Реджи, держим за тебя кулаки.
В результате спустя несколько месяцев после военного инцидента Эрдогану пришлось униженно извиняться перед Россией и еще более униженно просить вернуть Турции российские рынки и российских туристов.
И сейчас турецкому президенту пришлось звонить Путину и договариваться о переговорах. Двусторонних. Без НАТО.
Оскорбленный вероломством союзников Эрдоган даже открыл западные границы Турции для сирийских беженцев, которые тут ломанулись в Европу. Но даже угроза еще одного миграционного кризиса не заставила союзников по НАТО идти на помощь Эрдогану против Москвы.
За общими дипломатичными фразами про глубокую озабоченность проскальзывает раздражение европейцев от того, что их пытаются втянуть в чужую войну. Честнее всех повел себя крошечный Люксембург, глава МИД которого Жан Ассельборн заявил, что Турция не согласовывала с союзниками по Альянсу военную операцию в Идлибе, поэтому и говорить нечего про включение 5 статьи Устава НАТО о коллективном отражении агрессора.
Сигнал понятен. Сами устроили провокацию — сами и разбирайтесь с Россией.
К этому сигналу стоит прислушаться не только Турции, но и, допустим, странам Прибалтики, смысл существования которых на международной арене состоит в том, чтобы поддерживать напряженность на границах России.
Однажды Литва, Латвия или Эстония могут слишком увлечься этим поддержанием напряженности и доиграться до прямой провокации. Например, объявить о вхождении в состав Эстонии районов Ленинградской области, которые Таллин по Тартускому миру считает своими. Или дойти до массового физического насилия против русского меньшинства в Латвии. Или сорвать железнодорожный транзит и заблокировать Калининградскую область.
В таком случае провокатор будет иметь дело с Россией один на один.
НАТО убедительно доказал на Турции, что 5 статью ради Прибалтики не активирует.