В воскресенье в Эстонии прошли парламентские выборы. Победителем оказалась Партия реформ с 28,6%. Второе место досталось Центристской партии (22,7%), третье — социал-демократам (15,7%), четвертое — IRL (14,2%). В парламент также прошли Свободная партия с 8,9% и Консервативная народная партия с 8,3%. Портал RuBaltic.Ru узнал, что об итогах выборов думает эстонский политолог и доктор философских наук Эдуард ТИНН:
Воскресные выборы были довольно предсказуемы. Все получилось почти так, как того и можно было ожидать. То, что в парламент попадет не 4, а 6 партий, стало понятно еще несколько недель назад.
То, что выиграли реформисты, тоже неудивительно.
Фактически можно сказать, что две новые партии, прошедшие в парламент (Свободная партия и Консервативная народная партия - прим. RuBaltic.Ru), получили голоса первой четверки. Прежде всего, за счет партии социал-демократов и “Союз Отечества и Res Publica”. Последние потеряли 9 парламентских мест. Даже победители-реформисты потеряли 1 или 2 голоса.
Единственная партия, которая получила на одного представителя в парламенте больше, — Центристская. У них есть стабильное определенное количество электората. Второе место — вполне ожидаемый результат. Большая часть их избирателей — русскоязычная. И поэтому у многих и отношение к данной партии «соответствующее».
Кроме того, не следует забывать об эстонской специфике — о серых паспортах. Центристы одержали мощную победу во время выборов городских органов власти за счет того, что можно было голосовать обладателям российских, а также серых паспортов. А вот на парламентских выборах у этих людей уже нет права голоса. Центристы много теряют, и им сложно выйти на лидирующие позиции. А второе место означает, что они, как и раньше, останутся оппозицией. Становится понятным, почему в стране уже больше 20 лет не решается проблема серых паспортов. Это гарантия того, что русский голос не станет слишком мощным.
Что касается правящей коалиции, то сразу после выборов я слышал комментарий заместителя главы партии реформистов, бывшего министра финансов Юргена Лиги. Он очень скептически относится к новым партиям, считая, что у них недостаточно опыта. Вероятнее всего, реформисты будут искать сторонников среди социал-демократов и IRL. Однако для создания правящей коалиции двух партий недостаточно, понадобится и третья.
Первоначально многие думали, что коалиционным партнером реформистов и социал-демократов станет партия свободы. Но мне кажется, что все-таки их место займет более старая известная партия. В Партии свободы очень много такой, знаете, богемной публики, и трудно понять, чего они хотят. Проще говоря, партия непредсказуема.
И я не исключаю, что третьим звеном новой коалиции может стать Консервативная народная партия.