По итогам Второй мировой войны отдельные территории побежденной Германии по решению союзных держав, в первую очередь по настоянию Иосифа Сталина, были переданы Польше. В состав так называемых возвращенных земель вошли часть Западной Пруссии, большая часть Силезии с Бреслау (Вроцлавом), Восточная Померания и Восточный Бранденбург, Данциг (Гданьск) и Штеттин (Щецин) с прилегающими территориями. В Польше обеспокоены немецкой ностальгией по потерянным землям. Для возвращения утраченных территорий, как утверждает ряд польских публицистов, Германия будет использовать эмигрантов с Украины.
Пока Польша была страной — участницей Варшавского договора и находилась под защитой СССР, тема германского реваншизма в отношении потерянных территорий особо не волновала поляков. Однако после развала СССР в стране стало появляться серьезное беспокойство по поводу того, что немцы имеют виды на свои бывшие земли.
Вот, например, что писали польские СМИ еще в 2006 году:
«Польша может потерять свои западные земли, которые вновь обрела после Второй мировой войны, и это без каких-либо агрессивных действий политиков или военных. <…> Поляки, живущие сегодня на западных землях, всё чаще смотрят в сторону Германии. Общение или сотрудничество с западными соседями, а не с нищей Восточной Польшей дает больше возможностей для развития. “Таким образом, в будущем возвращение Польше западных земель после Второй мировой войны может стать лишь коротким эпизодом в истории”, — бьют тревогу польские медиа», — сообщается на портале Nasz Czas.
«Немцы уже сейчас могут чувствовать себя как дома в Зеленой Гуре, в Щецине или Слубице. Везде вывески на немецком языке. Продавцы разговаривают с ними по-немецки», — добавляет издание.
За прошедшие с момента публикации этого материала 11 лет ситуация совершенно не изменилась, и это прекрасно видно хотя бы по некоторым заголовкам в польских СМИ за последний год.
«Реконкиста. Как немцы хотят отобрать у Польши западные земли» — название статьи в Polish Club Online.
«Более семидесяти лет Германия прилагает все усилия, чтобы отобрать у Польши западные земли. В конце 90‑х годов политические действия переориентированы на долгосрочное получение контроля над экономикой этих земель, а также на стремление поддержать автономию в регионах, которые до 1937 года принадлежали Германии. Немецкое государство молча поддерживает сторонников автономии Силезии или Мазур», — пишет автор статьи польский историк Лешек Петшак.
«Немцы хотят вернуть Гданьск. Проблема является серьезной» — заголовок материала в Warszawska Gazeta. В статье сообщается, что в Германии уже более десяти лет открыто действует «правительство вольного города Гданьска», которое не признает нынешних границ Польши и хочет восстановления статуса «вольного города Гданьска» в том виде, в каком он существовал до 1939 года. При этом автор отмечает, что польский МИД почему-то не реагирует на эту проблему.
Newsweb.pl публикует статью под названием «Немцы потирают руки на западные земли Польши», в которой приводятся слова правого политика Януша Корвина-Микке о том, что Германия до сих пор не заключила с Польшей мирный договор, а значит, формально страны до сих пор находятся в состоянии войны. Это, в свою очередь, означает, что «Германия не признает аннексию западных земель».
Gazeta Polska озаглавила материал на эту тему следующим образом: «Как немцы колонизируют Польшу. Меркель признает решение гитлеровских чиновников».
«Приобретение почти 90 процентов СМИ, выкуп земли и предприятий, поддержка сепаратистов, то есть Движения за автономию Силезии, предоставление немецкого гражданства лицам, предки которых были зарегистрированы в Фольклисте, — так, если кратко, можно охарактеризовать распространение немцами своего влияния после 1989 года», — пишет журналистка издания Дорота Каня.
Следует отметить, что тема «интереса» Германии к Силезии периодически отдельно освещается в польских медиа, при этом ряд изданий обращает внимание на то, что гости с Украины стараются селиться на возвращенных землях, в первую очередь в Силезии.
Так, по официальным данным, в столице Нижнесилезского воеводства Вроцлаве уже более 10% жителей составляют украинцы, которые чувствуют себя здесь как дома. Украинский язык слышен там на каждом шагу. Есть украинские магазины, рестораны, церковь и даже украинская футбольная команда. В заведениях общепита подаются борщ и пельмени, в наличии меню на украинском языке. Во всех вузах города в каждой группе учатся студенты из Украины, есть даже факультеты, где из 50 учащихся всего 5 являются поляками.
Почетный консул Украины уже предложил сделать украинский во Вроцлаве вторым языком в общественном транспорте, офисах и информационных точках, чтобы гости из «Незалежной» не чувствовали в городе дискомфорта. Также СМИ сообщили, что в школах города скоро появятся уроки, во время которых детей украинцев будут учить на родном языке.
Мэр Вроцлава Рафал Дуткевич всячески опекает украинских мигрантов, считает их «благословенным явлением» и даже пожертвовал для них местному фонду «Украина» 50 тысяч евро из полученной им Немецкой национальной премии.
19–21 октября во Вроцлаве под почетным патронатом министра иностранных дел Витольда Ващиковского состоялась конференция «Польская восточная политика — 2017». В последний день мероприятия во время обсуждения темы, связанной с миграцией украинцев в Польшу, один из спикеров, Павел Пурский, предложил предоставить украинцам, платящим налоги в Польше, право голоса на местных выборах.
Это предложение получило негативную оценку во многих польских СМИ, однако издание Prawy.pl не только подвергло его резкой критике, но и спрогнозировало, что предоставление украинцам избирательных прав может иметь далекоидущие последствия и привести к отторжению Силезии от Польши и присоединению ее к Германии.
«Украинцы традиционно благосклонно настроены по отношению к немцам. Наши западные соседи доказали в прошлом, что они могут субсидировать украинцев и использовать их деятельность против Польши. В настоящее время “ПиС” (правящая партия “Право и справедливость” — прим. RuBaltic.Ru) ведут спор с немцами, которые пытаются с помощью Европейского союза навязать другим государствам Европы прием так называемых беженцев.
Соответствующим образом профинансированное, должным образом политически организованное и подготовленное несколькомиллионное украинское меньшинство могло бы эффективно играть на Висле роль немецкой пятой колонны», — пишет журналистка Анна Веяк.
По ее мнению, любая внутренняя дестабилизация Польши оказала бы огромные услуги Берлину, ухудшая позиции Варшавы на переговорах, и даже могла бы спровоцировать внешнюю интервенцию в Польшу, которая состоялась бы в соответствии с действующим законом номер 1066, позволяющим вводить иностранные войска в страну, например, под предлогом борьбы с терроризмом.
Однако, с точки зрения автора статьи, «добродушным» и «миролюбивым» тевтонам нет нужды воплощать в жизнь агрессивный сценарий. В конце концов, для начала они могут воспользоваться арсеналом мирных средств. Ведь давно известно, что немцы тоскуют по своим утраченным землям и поддерживают любые инициативы, направленные на увековечивание германского наследия в Западной Польше.
«Как политические реалисты, они (немцы — прим. RuBaltic.Ru) вынуждены были обратить внимание на миграцию украинцев в Польшу. Я подозреваю, что значительное присутствие пришельцев с берегов Днепра во Вроцлаве не случайно. Предоставление украинцам права голоса на местных выборах может привести к вступлению городской мэрии на путь тесного сотрудничества с Федеративной Республикой Германией. Кто знает, не состоится ли в пятую или десятую годовщину установления столь плодотворного сотрудничества в Берлине большой красочный парад по случаю возвращения “твердыни Бреслау” в Великую Германию», — прогнозирует журналистка.
Анна Веяк также опасается, что присутствие украинцев в стране может обернуться для поляков новой Волынской резней.
«Подсчитано, что в Польше в настоящее время работает от миллиона до двух миллионов украинцев. Сторонники их иммиграции любят нас поучать, что приезжие с Днепра нам культурно ближе, чем так называемые беженцы из Африки или с Ближнего Востока. Это, конечно, верно, однако украинофилы должны иметь в виду, что братские узы не помешали библейскому Каину в убийстве Авеля.
К сожалению, среди приезжающих в Польшу украинцев процветает культ убийц из ОУН-УПА*, что рождает подозрение, что, когда представится соответствующая возможность, как это имело место во время Второй мировой войны, эта история с Волынью и Восточной Галицией может повториться», — отмечает журналистка.
Стоит напомнить, что тема украинских гастарбайтеров, которые могут играть в стране роль немецкой пятой колонны, уже ранее звучала в польских СМИ. Так, известный журналист Станислав Михалкевич во время прошлогодних протестов либеральной оппозиции заявил, что «немецкие опекуны» могут использовать «наемников с Украины» для «восстановления порядка и демократии в Польше». А недавно издание Polskaniepodlegla.pl тоже обратило внимание на то, что Польша может «попасть в украинско-немецкие клещи» из-за гостей из «Незалежной», которые настроены пронемецки и селятся преимущественно на возвращенных землях.
Следует также отметить, что когда автор портала Prawy.pl пишет о благосклонном отношении украинцев к немцам, то она в первую очередь подразумевает коллаборационизм украинских националистов с гитлеровцами во время Второй мировой войны и тот факт, что нацисты использовали боевиков ОУН в качестве своей пятой колонны для дестабилизации обстановки в предвоенной Польше.
В частности, профинансированные и подготовленные Абвером украинские националисты устраивали в стране диверсии и акты саботажа. А во время нападения Германии в 1939 году они оказывали значительную помощь в наведении немецкой авиации, подавая ей световые и визуальные сигналы, и, кроме того, нападали на небольшие отступающие польские отряды.
На данный момент на заработки в Польшу в основном едут украинцы из зараженных бандеровской идеологией западных областей Украины, многие из которых ненавидят «ляхов» точно так же, как и «москалей», и в случае любого конфликта между немцами и поляками, несомненно, встанут на сторону Германии.
*ОУН-УПА, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru