Внешняя политика Украины за последние три с половиной года фактически свелась к выпрашиванию денег у сильных мира сего. Даже если взглянуть на постановление парламента Украины от 21 апреля 2015 года под названием «Об отпоре вооруженной агрессии Российской Федерации и преодолении ее последствий», то можно обнаружить следующую фразу: «Верховная рада Украины призывает международное сообщество к ускорению предоставления Украине расширенной финансовой помощи».
C начала 2017 года с подачи киевской власти в информационное пространство постоянно «вбрасывались» новости о так называемом плане Маршалла для Украины, под которым подразумевается проект предоставления Украине безвозмездных финансовых ресурсов для восстановления национальной экономики.
Напомним, что «новый план Маршалла» — частная инициатива литовских политиков, пускай даже она была поддержана съездом Европейской народной партии (объединение правоцентристских и консервативных партий Европы — прим. RuBaltic.Ru) на мартовском съезде на Мальте, что вызвало неподдельную радость Порошенко, почтившего своим присутствием данное мероприятие.
По мнению экс-премьера Литвы Андрюса Кубилюса, источником финансовых ресурсов для «плана Маршалла» должен стать новый семилетний бюджет ЕС (2021–2027) и бюджет Европейского внешнего инвестиционного плана: тут Украина может претендовать на 5 млрд евро в год в течение не менее чем шести лет.
Андрюс Кубилюс
Планировалось, что «план Маршалла для Украины» будет презентован на саммите «Восточного партнерства» в конце ноября. Однако, судя по всему, этот документ не то что не будет утвержден, а даже не будет упомянут в итоговой декларации саммита. В частности, еврокомиссар Йоханнес Хан, ответственный за европейскую политику соседства, подтвердил, что Еврокомиссия получила проект «плана Маршалла», но сомневается в его необходимости.
Хан сослался на то, что деньги будут выделяться в соответствии с требованиями проведения реформ. «Сейчас все и везде говорят о “планах Маршалла”, можно говорить, что есть инфляция “планов Маршалла” — планы для Африки, для Украины, еще для кого-то», — заявил еврокомиссар.
Примечательно, что ранее заместитель управляющего директора МВФ Дэвид Липтон заявил, что ничего не знает о подготовке «плана Маршалла для Украины»: «Никогда ничего не слышал об этой идее, и, если бы такая подготовка действительно велась, я бы об этом знал».
Липтон также посоветовал продолжать реформы, что должно стать залогом привлечения зарубежных инвестиций.
Дэвид Липтон
Когда идея «плана Маршалла для Украины» только появилась в информационном пространстве, здравомыслящих экспертов одолевали серьезные сомнения относительно будущего этой инициативы. Теоретически финансовая помощь Украине могла бы расширить емкость рынка для европейских товаропроизводителей. Однако этот тезис был бы справедливым, если бы у власти в Киеве находился совершенно другой политический класс, а не нынешняя «команда европейских профессионалов», под руководством которой Украина занимает первые строчки в мировых рейтингах восприятия коррупции.
К тому же емкость украинского рынка не сравнится с емкостью российского — по всей видимости, снижение уровня международной поддержки киевских властей связано в значительной степени с желанием ряда европейских кругов прекратить санкционное противостояние с РФ.
Речь идет о том, что вопрос выделения денег для Киева может быть поставлен в зависимость от прогресса в реализации Минских соглашений, к которым «привязаны» санкции. При таких вводных регулярное финансирование Киева в объеме 5 млрд евро в год будет демотивировать украинские власти предержащие завершать конфликт на Донбассе, а также выполнять требования ЕС, МВФ и прочих сильных мира сего.
В одной из предыдущих публикаций, посвященных «плану Маршалла для Украины», говорилось о том, что вместо данного проекта на Украине, скорее всего, будет реализован «план Моргентау» (программа послевоенного преобразования Германии, предусматривающая расчленение страны, переход важных промышленных районов под международный контроль, ликвидацию тяжелой промышленности, демилитаризацию и превращение Германии в аграрную страну — прим. RuBaltic.Ru).
По итогам сентября-октября об этом можно говорить куда более уверенно: за два осенних месяца Верховная рада приняла целый ряд антисоциальных реформ, а именно пенсионную, медицинскую, образовательную. Сфера здравоохранения коммерциализируется, в долгосрочной перспективе пенсия станет уделом избранных (с 2018 года страховой стаж повышается с нынешних 15 лет до 25 лет, с 2028 года для получения пенсии необходимо будет иметь целых 35 лет стажа), а система образования подменяется идеологическим воспитанием, растянутым на 12 школьных лет.
В скором времени в интересах крупного капитала могут быть внесены изменения в Жилищный кодекс и Кодекс законов о труде. Практически нет сомнений в том, что совокупность вышеуказанных реформ, проведенных под лозунгом «Сильных — в рабы, слабых — в гробы», внесет серьезнейший вклад в увеличение темпов эмиграции из Украины.
Фактически существовавший до недавнего времени социальный контракт между обществом и властью денонсирован в одностороннем порядке — ввиду резкого сужения «кормовой базы» заполнить образовавшуюся пустоту нечем.Как бы не случилось такого, что, вместо планов по выделению финансовой помощи, на международном уровне будут всерьез обсуждаться проекты предоставления Украине масштабной гуманитарной помощи, как это было в странах СНГ в начале 1990‑х.