Начиная с провозглашения независимости, на Украине начала выстраиваться система внешнего управления. Закрепляющим кирпичом ее строительства стали события 2014 года, когда украинские элитарии в обмен на внешнюю легитимацию передали значительную долю суверенитета государства в руки западных игроков. Сейчас же, с приближением выборов-2019, все больше политиков на Украине акцентирует внимание на упразднении модели внешнего управления и восстановлении независимости страны.
Когда в 2014 году пала власть Виктора Януковича, было очевидно, что Украину ожидает зачистка олигархов. В странах, входящих в орбиту влияния Запада, роль крупного капитала во внутриполитических процессах должна быть сведена к минимуму. Далеко не все украинские олигархи смирились с тем, что их хотят отодвинуть от «кормушек» в пользу транснационального капитала, и с приближением выборов-2019 активизируют риторику о недопустимости внешнего управления Украиной.
На данный момент в объектив отдельных украинских олигархов попали зарубежные НКО/НПО, значительная часть которых продвигает интересы западных корпоратократов. Так, утративший львиную долю бизнес-активов в 2014 году экс-глава Донецкой облгосадминистрации, лидер партии «Основа» Сергей Тарута внес в Верховную раду законопроект № 8 501 об обязательном декларировании источников финансирования благотворительных организаций и общественных объединений, получающих финансирование от других государств и иностранных неправительственных организаций.
Шансы у данного закона в нынешнем созыве парламента невысоки, но он стал неприятным сигналом для действующих на Украине неправительственных организаций, во многом патронируемых господином Джорджем Соросом.
Венгерский опыт, а именно «перекрытие кислорода» структурам Сороса правящей партией «Фидес» Виктора Орбана, свидетельствует, что нет ничего невозможного в том, чтобы ограничить деструктивное влияние прозападных НКО/НПО. 18 июля в Будапеште прошел Круглый стол ярко выраженной антисоросовской направленности под названием «Проблема сохранения суверенитета в условиях глобализации», где присутствовали Тарута и его однопартийцы.
Представляется, что с течением времени к венгерскому опыту будет присматриваться все больше украинских политиков, претендующих на место во власти по итогам ближайших выборов.
Тем временем интересы Сороса на Украине весьма обширны, и на достигнутом американец венгерского происхождения останавливаться не собирается. Особенный интерес для Сороса представляет украинская энергетика, всегда служившая большой «дойной коровой» для украинских олигархов.
Не секрет, что с Соросом тесно коммуницирует глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев, который летает на аудиенции к американцу «для обсуждения вопросов энергетической безопасности и реформирования "Нафтогаза Украины"». Интересуется также Сорос приватизацией компании «Укргаздобыча» (годовая добыча около 15 млрд кубометров газа, что составляет более 70% от всего добываемого Украиной газа), о чем сообщал беглый экс-депутат Госдумы Илья Пономарев, готовивший аналитическую справку для американца относительно реформирования компании «Нафтогаз Украины».
Учитывая вышеуказанное, кратное повышение цен на природный газ для бытовых потребителей после Евромайдана становится более понятным. Это не только способ обогащения правящей верхушки, но и, по всей видимости, выполнение заказа внешних сил, желающих взять под контроль наиболее лакомые украинские энергоактивы. К ним же относится и газотранспортная система, которую руководство «Нафтогаза Украины» хочет передать в концессию (как минимум 49% акций).
Борьба за энергоактивы будет продолжаться и в следующем политическом цикле на Украине, даже вопреки тому, что нынешний лидер электоральных симпатий украинцев Юлия Тимошенко активно выступает за ограничение вмешательства внешних сил во внутренние дела Украины. Окружение Тимошенко не скрывает, что она негативно относится к Соросу после того, как американец в 2014 году не предоставил ей поддержку в ходе президентских выборов.
Характерно, что Сорос может стать одним из неформальных оппонентов Тимошенко на выборах-2019, поддерживая и финансируя тимошенковских оппонентов в лице экс-министра обороны Анатолия Гриценко и музыканта Святослава Вакарчука.
Если последние двое обладают поддержкой Сороса, то отдельные украинские политики будут бороться за благосклонность президента США Дональда Трампа, одним из главных оппонентов коего является именно Сорос. Собственно, грядущая активизация «антисоросовской» риторики украинских политиков в ближайшее время будет во многом рассчитана на то, чтобы получить хотя бы косвенную поддержку хозяина Белого дома.
Как бы там ни было, но функционирование западных НПО/НКО на Украине рано или поздно придется упорядочивать. Как минимум, это колоссальные финансовые потоки, идущие в обход государственного учета, — денежный оборот подобных организаций оценивается в 3 млрд долларов в год.
Также рано или поздно придется выстраивать защитные механизмы против международных организаций, которые навязчиво предлагают свои услуги Украине, обладая влиятельными лоббистами в общественно-политическом секторе страны. Одна из таких организаций — одиозная британская Crown Agents. Именно ей правительство «реформатора» Яценюка хотело в 2015 году передать в управление таможни, также Crown Agents является посредником при закупке лекарственных препаратов (нередко некачественных) для украинских пациентов.
Пока же активизация риторики о недопустимости внешнего управления представляется политтехнологическим ходом, ориентированным на широкие электоральные ниши, которые придерживаются идеи собственного пути Украины, без вхождения в коалиции с ЕС и ЕАЭС. Но, как известно, идея становится материальной силой, когда она завладевает массами: если будут существовать общественный запрос и внутриэлитный консенсус, то реализация этой идеи станет делом времени, а не принципа.