В последнее время выпады литовских политиков в адрес России становятся все чаще. В частности, президент Литвы Даля Грибаускайте, построившая свою президентскую кампанию на русофобской риторике, неоднократно выступала за ужесточение санкций против России в контексте украинского кризиса, а политику президента России Владимира Путина в одном из интервью сравнила с политикой Сталина и Гитлера. О том, возможно ли при такой позиции Литвы дальнейшее российско-литовское сотрудничество, портал RuBaltic.Ru поговорил с заместителем председателя комитета Государственный думы по международным делам Иваном КВИТКОЙ:
- Иван Иванович, как Вы оцениваете уровень отношений России и Литвы в настоящее время?
- С точки зрения экономики, у нас неплохой товарооборот. На долю России приходится около 32% от общего годового объема импорта Литвы, а экспорт товаров из России составляет 19% от общего годового объема экспорта в страну. По обоим показателям Россия является лидером. Между странами налажены хорошие поставки молока и пищевых продуктов животного происхождения из Литвы в Россию, а также других товаров, и эти поставки не прекращались. Из России же в Литву идут поставки сырой нефти, природного газа, электроэнергии и машин, оборудования, а также металлов, которые необходимы для экономики Литвы. Никаких договоренностей в этих сферах не нарушено, поэтому экономические отношения у нас продуктивные, конструктивные и взаимовыгодные.
С точки зрения политики, очень жаль, что некоторые политики в Литве так негативно настраивают граждан Литвы по отношению к Российской Федерации.
Что касается украинских событий, то всё, происходящее на её территории, - это дела Украины. Известно, что украинский президент проводит массовые зачистки на территории Украины. Думаю, что ближайшая история даст справедливую оценку этим событиям. Он обращается за поддержкой к другим странам, и некоторые его не поддерживают, а некоторые пытаются идти с ним в ногу с точки зрения неправильной риторики по отношению к соседу - России.
- Какие основные цели, на Ваш взгляд, преследует Литва в своей политике по отношению к России?
- Какие цели может преследовать Литва? На мой взгляд, следует разделять некоторые мнения отдельных политиков от мнений граждан страны. Я думаю, что они просто выполняют чей-то заказ. Литве и её гражданам невыгодно ссориться с крупнейшим соседом, который формирует существенную часть литовского товарооборота, дает литовским гражданам заработок, рабочие места.
Но вот некоторые политики Литвы в этом смысле действуют в логике «назло бабушке уши отморожу». Нагнетают, нагнетают и нагнетают. Впрочем, чего иного ждать, ведь Литва никогда не была самостоятельной в принятии больших и серьёзных решений, связанных с Россией.
Здесь всё достаточно просто и банально. Это не отстаивание интересов жителей Литвы и государства, а выполнение частных заказов. Подчеркну, даже не государственных и политических, например, Евросоюза, а именно частных.
- Еще ранее президент Литвы Даля Грибаускайте не раз выступала с заявлениями, направленными против России, даже, как Вы наверняка слышали, сравнила российского президента с Гитлером. Как Вы оцениваете эти заявления? Чем это вызвано?
- Думаю, она переусердствовала с исторической литературой – слишком много читала, вот и перемешалось в голове, одно на другое наслоилось. Она ведь ярая коммунистка была в Советском Союзе, а в ЕС - другая мода. Вот и мечется. А тут еще выборы недавно президентские были. Вот она и не может остановиться… Литва – это примерно как Кировская область по размеру, хотя нет, даже меньше примерно в два раза. Поэтому я не думаю, что нам нужно обращать внимание на каждый «всхлип» Грибаускайте и ее друзей. Они таких «лозунгов» наговорят еще вагон и маленькую тележку. Караван-то идет.
- Кроме того, представители литовского сейма демонстративно отказались участвовать в третьем Международном форуме «Новое измерение парламентского диалога в современный период». Как Вы можете прокомментировать это решение? Так ли важно было участие в мероприятии литовских политиков при таком их отношении к России?
- Россия всегда готова к диалогу как на политическом, так и на экономическом уровнях, и мы приглашаем принять участие во всех мероприятиях. Это их собственное решение, участвовать в них или нет. Что касается демонстративности, то что и кому они демонстрируют? Удивить они могут вряд ли. А вот позабавить – да.
Пусть они лучше себе демонстрируют собственные экономические убытки от такой политики, которые, безусловно, неизбежны.
Практика показала - Россия ничего не проиграет от того, что нам не будет поставляться, скажем, литовская молочная продукция. А вот Литва потеряет большую часть своего бюджета.
- Как эти регулярные антироссийские выпады могут отразиться на взаимоотношениях с Россией?
- Честно говоря, если бы вы об этом не сказали, мы бы даже не заметили, что представители литовского сейма не приехали. Люди, имеющие собственное мнение, не отказываются от участия в международных мероприятиях, где можно четко высказать свою позицию.
- Что следовало бы сделать для налаживания взаимодействия двух стран?
- Всё очень просто: надо общаться. Не надо игнорировать шаги навстречу друг другу. Не надо лозунгов – они хороши для майдана, но последствия майдана – кровавые. И эти последствия, эти украинские узлы, кстати, распутывает именно Россия вместе с «ядром» ЕС – Германией и Францией, а Литвы в процессе достижения мира нет. Возникает вопрос: почему? Литве не выгодна мирная Украина? Литва выступает против политики Германии и Франции? Может, она уже и не в Европейском союзе?
Российская Федерация готова сотрудничать со своими соседями, большими и маленькими, не важно. Мы строим свои отношения на прагматической основе, исходя из того, что и наши коллеги будут ориентированы на такие условия сотрудничества, которые выгодны для наших народов. Не для узкой кучки отдельных политиков, а для народа.
Я знаю, что многие граждане Литвы не одобряют нынешний политический курс. Что ж, такие в Литве настали времена. Болезнь роста. Литве надо пройти через все это – преследования журналистов, политических оппонентов, массовые прослушки прессы и политиков, Литве нужно выздороветь, не превратиться в «Северную Корею Евросоюза». Мы готовы подождать еще немного, мы готовы к здравому диалогу.