На внеочередном заседании Верховная рада Украины проголосовала за два закона, на принятии которых настаивает Международный валютный фонд (МВФ). Для этого Зеленскому пришлось заручиться поддержкой фракции «Европейская солидарность» Петра Порошенко — многие депутаты «Слуги народа» отказались поддержать президентские инициативы. В тот же день стало известно об увольнении советника секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Сергея Сивохо, который координировал деятельность так называемой платформы примирения с Донбассом. Зеленский махнул рукой на обещания мира избирателям и вместо примирения с Донбассом решил примириться с Порошенко.
Президент Украины говорил, что назначенное на 30 марта внеочередное заседание парламента станет для страны поворотным моментом. И не соврал: в этот день (точнее, уже после полуночи) Верховная рада приняла во втором чтении скандальный законопроект о рынке земли. Казалось бы, эпидемия коронавируса — не самый подходящий момент для начала аграрной реформы. Но Зеленский руководствуется иной логикой.
Открытие рынка земли и принятие так называемого «антиколомойского» закона, который запрещает возврат предыдущим владельцам национализированных банков, — ключевые условия для предоставления Украине нового кредита МВФ. «Соросята» с этим спорили, пока директор-распорядитель фонда Кристалина Георгиева не сказала, что «принятие законов по улучшению рамок банковской санации и по земельной реформе позволит быстро продвигаться вперед в окончательном определении параметров нового соглашения с еще большим доступом, чем намечалось ранее».
А затем все точки над і расставил сам Зеленский: если парламент не примет два «жизненно важных» закона, то Украина останется без поддержки западных кредиторов и будет стоять на пороге дефолта.
О желании президента на волне коронавируса «протащить» земельную и банковскую реформы стало известно еще 16 марта, когда он анонсировал свои десять шагов по борьбе с эпидемией и настоял на продолжении работы парламента. Но ни один из этих вопросов на предыдущем внеочередном заседании почему-то не рассматривался. Украинские СМИ со ссылкой на свои источники сообщили, что Зеленский не заручился у МВФ твердыми гарантиями получения кредита после принятия законов.
Вероятно, переговоры после этого продолжились, и стороны лучше поняли друг друга. Президент Украины даже озвучил ожидаемую сумму «помощи» от международных партнеров: 10 миллиардов долларов. Да и откровенность Кристалины Георгиевой указывает на то, что МВФ готов открыть для Киева новую кредитную линию. Оставалось только проголосовать.
Но и с этим у Зеленского возникли серьезные трудности. Было непонятно, наберется ли в парламенте необходимое количество голосов для принятия земельного и «антиколомойского» законов — даже в правящей партии отношение к ним неоднозначное. В итоге их снова не вынесли на рассмотрение.
То, что произошло дальше, стало настоящим ударом для Зеленского: Верховная рада провалила назначения министров финансов и здравоохранения. Спикер Разумков после этого зачитал письмо Зеленского с просьбой снять с рассмотрения вопрос назначения нового министра энергетики (было понятно, что голосов все равно не хватит). Проект изменений в бюджет на 2020 год тоже не приняли.
На глазах у всей страны Зеленский превратился в «голого короля», который уже не контролирует парламентское монобольшинство.
В этих условиях президент Украины оказался перед необходимостью делать то, чего он обещал не делать ни в коем случае — заниматься «договорняками».
На 16.00 было назначено новое внеочередное заседание. Очевидно, во время перерыва Зеленский и его ближайшее окружение собирали необходимые голоса в других фракциях и депутатских группах. Приобретали оптом и «тушками». Благо рынок депутатских услуг в новом созыве парламента функционировать не перестал…
Все паззлы в итоге сложились. Утвердить нового главу Минздрава удалось благодаря голосам группы «Доверие» и «Оппозиционной платформы — За жизнь» (ОПЗЖ), с назначением главы Минфина подсобили «Доверие» и «Голос» Святослава Вакарчука. «Антиколомойский» закон поддержали «Голос» и «Европейская солидарность», причем Порошенко лично агитировал за него с трибуны Верховной рады. Даже снял маску, чтобы привлечь внимание.
За земельный закон, как и ожидалось, «слуги народа» тоже дали слишком мало голосов. Принять его помогли «Голос», «Европейская солидарность», «Доверие». Как ни странно, ОПЗЖ и «Батькивщина» тоже подсобили тем, что не стали блокировать трибуну и срывать заседание, хотя не раз грозились это сделать.
Заседания Верховной рады 30–31 марта стали настоящим апогеем политики «договорняков», от которых Зеленский обещал избавить страну.
Можно только догадываться, какую плату за свою лояльность запросили лидеры «Голоса» или аграрный олигарх Андрей Веревский, который контролирует депутатскую группу «Доверие». Единственный, с кем ситуация более или менее ясна, — Порошенко.
После увольнения лояльного к нему Руслана Рябошапки должность генерального прокурора заняла Ирина Венедиктова, которая до этого активно «кошмарила» экс-президента на посту главы Государственного бюро расследований (ГБР). Петра Алексеевича это не могло не тревожить.
Логично предположить, что за поддержку инициатив Зеленского «Европейская солидарность» потребовала гарантий безопасности для Порошенко, его ближайшего окружения и его бизнес-империи.
Юрист Андрей Портнов еще за день до заседания сообщил о сговоре властей и Порошенко. «Взамен голосов фракции главного государственного и военного преступника ему обещают послабление уголовного преследования и координацию с ним юридических действий по постепенному выводу из уголовных производств. Если совсем простым языком — торгуют с преступником за деньги МВФ. Закончится это плохо для обеих сторон», — предупредил Портнов.
Очевидно, ситуативная коалиция с Вакарчуком и Порошенко понадобится Зеленскому еще не единожды. Для Украины наступают непростые времена, впереди много скандальных законопроектов.
В Сети по этому поводу начинают шутить: не пора ли переименовать президентскую партию в «Слугу Европейской солидарности»?
Пока парламент выменивал землю на кредиты МВФ, пришла новость об увольнении Сергея Сивохо с должности советника секретаря СНБО. В команде Зеленского за этим человеком закрепилась репутация главного «голубя мира». Но «голубям» в окружении «ястребов» приходится туго. Презентация инициированной Сивохо платформы примирения с Донбассом была сорвана ветеранами АТО, его самого повалили на землю. Зеленский на это никак не отреагировал, а через некоторое время дал отмашку на увольнение своего соратника.
Теперь на платформе примирения можно окончательно поставить крест. Как и на идее о том, что Зеленский готов преодолевать сопротивление радикалов, чтобы вернуть Донбасс.С такими неутешительными итогами президент Украины подходит к первой годовщине своей победы на выборах. Вместо обещанного экономического рывка — долговая игла МВФ, вместо «новых лиц» — старые «договорняки», вместо примирения с Донбассом — примирение с Порошенко.