×
Политика Политика

Как происходит прибалтизация Запада

Источник изображения: gstatic.com

Прибалтийский стиль высказываний о России постепенно распространяется на Западе. Правящий класс США и стран Западной Европы перенимает политический язык своих самых жалких союзников в Восточной Европе: маргинальные прибалтийские фобии о вечной угрозе со стороны России, «антицивилизационной» сущности русских и их государства под влиянием международно-политической конъюнктуры превращаются в мейнстрим Западного мира.

«Россия игнорирует нормы международного поведения и нарушает правила международной системы. Это является вызовом и угрозой для всех нас», – считает министр иностранных дел Великобритании Филипп Хаммонд. Великобритания исторически была далеко не самой дружественной России страной, но традиционная враждебность и осознание России геополитическим противником – это одно, а эмоциональные выкрики, что Россия является угрозой для всех стран мира, – совсем другое. Подобные истеричные взвизги – удел Линаса Линкявичюса и Эдгара Ринкевича из литовского и латвийского МИД, а для выпускника Оксфорда, плоть от плоти британского политического класса, это несолидно.

С другой стороны, много ли можно требовать от английской аристократии, если прибалтийский стиль высказываний о России понемногу распространяется и в вашингтонском истеблишменте, и среди международной бюрократии. «К сожалению, мне следует напомнить, что именно Россия напала на Грузию. Россия вернула войну в Европу», – заявил два года назад латвийским журналистам командующий Объединёнными силами НАТО в Брунссуме генерал Ханс-Лотар Домрозе. Фраза «Россия напала на Грузию и вернула войну в Европу» за восемь лет стала классикой русофобского творчества. Её использование в разговоре маркирует принадлежность к определённой субкультуре, в которую входят польские консерваторы или прибалтийские националисты, но которая не была до последнего времени мейнстримом в западном политико-экспертном сообществе.

Международной комиссией по расследованию обстоятельств войны на Южном Кавказе, созданной Европейским союзом в конце 2008 года, было документально установлено, подтверждено военными экспертами и юридически закреплено, что войну в Южной Осетии развернула Грузия. Комиссия ЕС под руководством Хайди Тальявини признала, что война началась с артиллерийского обстрела и штурма грузинской армией Цхинвала, решение президента Саакашвили о применении силы против Южной Осетии и российских миротворцев в регионе не отвечает нормам международного права, российская сторона имела право отразить агрессию против своих миротворцев, а грузинская сторона не представила никаких доказательств вторжения российских войск в Южную Осетию ещё до обстрела Цхинвала 8 августа 2008 года.

После публикации доклада Комиссии ЕС и множества аналогичных выводов по югоосетинскому конфликту от признанных западных экспертов повторять как заклинание фразу «Россия напала на Грузию и вернула войну в Европу», выдавая кадры обстрела Грузией Цхинвала за кадры обстрела Россией Грузии, среди серьёзных политиков и экспертов стало просто неприлично.

Есть реальная историческая наука, а есть всевозможные теории заговора, «протоколы сионских мудрецов» и тайное правительство «мировой закулисы», в которые верят всевозможные психи. Точно так же есть политическая реальность, а есть зрелищная картинка американского телевидения, в которой кровавая Россия в ночь на 08.08.2008 бомбит мирный грузинский город Цхинвали. Эта картинка предназначена для западного телезрителя, а на профессиональном уровне западные политики отдали фразу «Россия напала на Грузию» разным фрикам и маргиналам в своей среде. Вроде литовского президента Валдаса Адамкуса, в честь которого Саакашвили назвал улицу.

Теперь же тиражировать антироссийские мифы и пропагандистские фейки принялся высший генералитет НАТО, который оказался восприимчив к прибалтийскому политическому языку. «“Зелёные человечки” – это внутреннее дело. Я уверен, что латвийские власти справятся с такими проблемами, если они возникнут. В Латвии сильные люди и сильное правительство», – заявил Ханс-Лотар Домрозе в том же интервью, где «Россия напала на Грузию и вернула войну в Европу». Профессиональные русофобы из брюссельской штаб-квартиры НАТО и профессиональные русофобы из Прибалтики понимают друг друга!

«Россия решила быть противником и представляет долгосрочную угрозу для существования Соединённых Штатов и их союзников и партнёров в Европе, – заявил главнокомандующий EUCOM (Европейским контингентом Вооружённых сил США) Филипп Бридлав, выступая 26 февраля в Комитете по Вооружённым силам американской Палаты представителей. – Россия расширяет своё влияние ещё дальше в попытке снова утвердиться в роли лидера на мировой арене». Также прозвучало: «Россия и режим Асада умышленно используют миграцию из Сирии в качестве оружия в попытке преодолеть европейские структуры и сломать решимость Европы», – и тому подобное.

Примечательно, что эта выдержанная в лучших прибалтийских традициях образцово русофобская речь генерала Бридлава была произнесена главкомом Вооружённых сил США в Европе в решительной попытке добиться увеличения финансирования американского контингента с 718 до 3,4 миллиарда долларов.

Задействование богатого прибалтийского опыта психических девиаций западным истеблишментом происходит с цинично-прагматической целью выбить себе новые бюджеты, новые полномочия, новые расширения штата.

Поэтому антироссийскую риторику ведут материально заинтересованные в ней деятели: лоббисты военно-промышленного комплекса, высший генералитет, выразители интересов спецслужб. Их выступления – симуляция прибалтийского сумасшествия. Именно прибалтийского, потому что русофобия никогда не была общим знаменателем, объединяющим Западный мир. В отдельные периоды Россия воспринималась как обособленная часть Запада, в другие периоды отношение к ней было нейтральным или Запад не интересовался русскими вовсе и не хотел о них знать.

Но и в моменты острых конфликтов России и Запада (Крымская война или польское восстание 1863 года), когда включалась пропагандистская машина по созданию из России образа врага, отношение к ней не было тем, что транслируется ныне Прибалтикой. «Европейский концерт держав» считал себя сильнее России, а Россию признавал сильным и достойным противником. При всём нагнетании ненависти, в той русофобии не было тёмного иррационального ужаса перед неким колоссальным инфернальным Злом на Востоке, которое стремится распространить свою тень над цивилизованным миром и пожрать всё живое.

Такой воспалённо-невротический дискурс – плод сумеречного политического сознания «новой Европы». Гигантское, тёмное, тяжело дышащее «Оно», от которого нет спасения, которое поглотит весь подлунный мир, если его не остановить.

Русофобия такого типа, прибалтийская русофобия – это явление того же порядка, что детский страх темноты или страх любого человека перед смертью.

Если западная русофобия – это сознательная технология демонизации конкурента на международной арене, то хтонический страх «русской угрозы» или «руки Москвы» от политиков типа Витаутаса Ландсбергиса или Марта Лаара исходит из глубин подсознательного.

Возможно, заимствование крупными западными деятелями прибалтийского политического языка происходит от творческого кризиса? Выбивать новые военные бюджеты надо, но Россия никаких новых поводов не даёт, агрессии не проявляет и вообще в последние месяцы ведёт себя в международных делах возмутительно конструктивно. Поэтому нужно попытаться задействовать прибалтийский дискурс: даже если Россия в данный момент не создаёт каких-то конкретных угроз международной безопасности, то всё равно она экзистенциальная угроза для всех стран мира, хтонический древний ужас и абсолютное зло. Поэтому для нашего общего блага лучше всё-таки утвердить нашу новую оборонную программу European Reassurance Initiative, дать заказы нашим оружейным заводам и повысить зарплату нашим сотрудникам.

Попытка эта очень спорная и сомнительная. Во-первых, потому, что в США и Западной Европе несопоставимо больше, чем в Польше и Прибалтике, рациональных и трезвомыслящих деятелей, которым не с чего бояться России до потери сознания и считать её угрозой цивилизации. У них преобладает взвешенное и прагматичное отношение к России, а глядя на освобождение при участии российского спецназа от современных варваров древней Пальмиры, в которой теперь вместо ИГИЛ (запрещённая в России террористическая организация) восстановлением исторических памятников будут заниматься учёные из Эрмитажа, эти люди могут и усомниться в её «антицивилизационной» сущности.

Во-вторых, потому, что тонкая грань между психиатром и пациентом начинает стираться, когда психиатр перестаёт воспринимать пациента исключительно как сумасшедшего, психически больного человека, а вместо этого начинает ему подражать, воспроизводить его бред, симулировать его сумасшествие. Раньше западные функционеры твёрдо знали, что их прибалтийские подопечные – не совсем адекватные люди, бесконечную паранойю и антироссийские истерики которых они используют в своей работе по России. Теперь они уже начинают сами воспроизводить прибалтийский бред.

В таком случае, на следующем этапе прибалтизации Запада западные функционеры начнут надевать себе шапочки из фольги, чтобы отражать воздействие «мягкой силы» России, будут ждать «зелёных человечков» в Лондоне, Париже и Вашингтоне и уверять избирателей, что во всех просчётах местных правительств виноват вырвавшийся из Чёрного вигвама демон зла по имени Путин.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров