Латвийским политикам стало мало своей балтийской республики. Сандра Калниете выступила с предложением создать в ЕС общую разведку. По сути, это означает распространение практик борьбы с несогласными на весь Евросоюз. Антироссийская риторика и политические практики, считавшиеся лет десять назад маргинальными в самих странах Балтии, сегодня всё чаще берутся на вооружение Брюсселем.
Доноры новой европейской политики
Гуманитарная интеллигенция, стоявшая в авангарде латвийского и эстонского «Народных фронтов», а также литовского «Саюдиса», мыслила будущие независимые Прибалтийские республики исключительно в романтических категориях. Со временем эта политическая романтика эволюционировала в мессианство: cверхидеи новой элиты были закреплены в основополагающих государственных документах, стали воплощаться в практиках нациестроительства, во внешнеполитическом поведении.
Национально мыслящие партфункционеры литовского «СО-ХДЛ» создают бесконечные стратегии сдерживания России, предполагающие формирование на восточных рубежах ЕС «санитарного кордона», отделяющего Москву от остальной Европы. Прибалтийские республики активно пытаются утвердить за собой образ «специалистов» по постсоветскому пространству внутри Европейского союза. Совместно с Польшей выступают операторами программы «Восточное партнёрство», направленной на демократизацию и европеизацию шести стран бывшего СССР.
Мессианское самосознание заставляет элиты стран Балтии предлагать себя Брюсселю в качестве носителей особых политических практик, пригодных для взаимодействия с большим и «агрессивным» соседом, для противодействия гибридным угрозам, вызовам безопасности и государственности.
Пик «прибалтизации» Европы логически совпадает с украинским кризисом. К этому моменту упомянутая программа «Восточное партнёрство» окончательно превращается из проекта сотрудничества ЕС с постсоветскими странами в антироссийский геополитический блок. Маргинальная восточноевропейская риторика в отношении энергетических проектов Москвы, вроде заявлений «''Северный поток'' – это новый пакт Молотова – Риббентропа», становится генеральной линией Брюсселя. В 2015 году Европарламент голосует за резолюцию об отношениях России и ЕС, исключающую возможность восстановления нормального диалога «при продолжении нынешней политики Кремля». Автором проекта документа, призывающего в оперативном порядке разработать «план противостояния российской политике агрессии и расколов», становится «внук отца литовской демократии», евродепутат Габриэлюс Ландсбергис.
Мысля себя в качестве доноров новой европейской политики, страны Прибалтики не могли не выдать и соответствующей реакции на террористическую атаку против Брюсселя. Так, латвийские элиты сумели разглядеть в трагических событиях в бельгийской столице сигнал о необходимости укрепления границ с Россией, а депутат Европарламента Сандра Калниете призвала к созданию общеевропейской спецслужбы – «объединённой разведки ЕС».
Прибалтийская разведка ЕС
При этом апологеты «еэсовской бондианы» вовсе не желают урезать полномочия своих национальных «рыцарей плаща и кинжала», давно ставших существенной политической силой в Прибалтийских республиках. В мае 2015 года, когда в стенах Европейского парламента проходила конференция по вопросам демократического контроля за деятельностью спецслужб, та же Латвия выступила против дополнительных мер по усилению контроля за деятельностью особых ведомств. Для обеспечения национальной безопасности хороши любые средства, спецслужбам должен быть предоставлен абсолютный карт-бланш – говорили представители официальной Риги.
Вот и идея Калниете состоит вовсе не в ограничении национальных «джеймсбондов», а в распространении «лучших» практик латвийской Полиции безопасности (ПБ), Департамента государственной безопасности Литвы (ДГБ) и эстонской Охранной полиции (КаПо) на европейские разведки. Продолжение той самой «прибалтизации» ЕС, только уже на уровне особых ведомств.
Методы и направления работы прибалтийских спецслужб известны: борьба с инакомыслием, преследование правозащитников и русскоязычных активистов.
Всё это, конечно, объединено общим знаменателем – сдерживанием российского влияния. А ради такой цели можно наплевать на моральные нормы. Чего только стоят обыски в вильнюсских школах и поиски кремлёвских шпионов среди учеников? И понятно, что никаких шпионов нет. Цель-то в другом. Запугать симпатизантов России. Ну а сделать это через давление на детей ведь легче всего…
«В школах нацменьшинств Литвы сформировалась благоприятная среда для распространения российского влияния, и это может нанести вред нацбезопасности Литвы», – говорится в очередном докладе ДГБ и Второго оперативного департамента Минобороны (контрразведка). Следовательно, поиск «майоров Прониных» в среде русскоязычных школьников будет продолжен. Как будут продолжаться гонения на инакомыслящих и галлюцинации по поводу «руки Москвы».
Вот только вывести всё это действо ряд прибалтийских политиков хочет уже на общеевропейский уровень.
Руководство стран Балтии видит основную угрозу не в терроризме, раскалывающем ЕС, а в «недружественном» восточном соседе. И даже не столько в самом соседе, сколько в мифе о нём, конструируемом на протяжении многих лет «миссионерами» новых Прибалтийских республик. Как показало время, подобный миф нередко продаётся прибалтами брюссельскому руководству. Продаются и политические практики, вытекающие из веры в этот миф. Практики, предписывающие спецслужбам публиковать «шпионские романы» и искать «российскую угрозу» в русскоязычных школах вместо борьбы с терроризмом.