В настоящее время в рамках реализации программы приграничного сотрудничества «Литва-Польша-Россия» 2007-2013 гг. выполняется свыше 50 проектов. Кроме достижения конкретных целей каждого из проектов значительное внимание уделяется развитию трансграничных связей между странами участниками программы. Один из таких проектов - «Возможности и преимущества совместного использования Вислинского залива – ВИЛА» (Opportunities and Benefits of Joint Use of the Vistula Lagoon – VILA) совместно с польскими коллегами реализуют ученые БФУ им. И. Канта в Калининграде. Об этом проекте мы поговорили с его менеджером, научным сотрудником БФУ им. И. Канта Юлией БАРАНОВОЙ.
- Что собой представляет ваш проект, в чем его изюминка?
- Проект выполняется совместно польскими и российскими партнерами в рамках программы приграничного сотрудничества «Литва-Польша-Россия» 2007-2013 гг. Основная цель проекта состоит в поиске возможностей развития преимуществ скоординированного использования экономического и социального потенциала территории Вислинского залива.
Данная инициатива - первая в своем роде, но она может послужить моделью для аналогичных литовско-российских инициатив в отношении Куршского залива.
Проект ВИЛА координируется Морским институтом в Гданьске и будет осуществляться в течение двух лет, начиная с января 2013 года. Партнерами проекта выступают Атлантическое отделение Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, администрация МО «Балтийский муниципальный район» и городское управление г. Эльблонг.
Одной из конкретных целей проекта является совместная оценка природных и социальных условий, которые делают возможным устойчивое развитие Вислинского залива. Другая цель - подготовка детализир ованного каталога существующей инфраструктуры в портах и гаванях, а также обзор планов развития инфраструктуры в будущем. Все эти мероприятия направлены на повышение уровня знаний и формирование нового подхода к планированию и управлению в сфере портовой инфраструктуры в районе залива, что может привести не только к фактическому увеличению грузопотоков, но и к более тесному сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды.
Проект «Возможности и преимущества совместного использования Вислинского залива – ВИЛА» (Opportunities and Benefits of Joint Use of the Vistula Lagoon – VILA) позволит, в частности, провести оценку экономических, социальных и экологических условий данной территории и внести вклад в создание общей стратегии развития залива, которая в дальнейшем может быть реализована польскими и российскими политическими организациями.
- Какие мероприятия вы уже успели провести за полгода работы проекта?
- 14 января 2013 года в офисе маршала Поморского воеводства в Гданьске состоялась конференция, положившая начало проекту ВИЛА. На конференции обсуждались перспективы изучения возможностей Вислинского залива. В ходе встречи участники обсуждали сам район залива и роль его портов в транспортных системах Польши и России (Калининградской области), состояние трансграничного сотрудничества и его основные задачи, а также потенциал и будущее Вислинского залива.
- Удалось ли вам познакомиться с инфраструктурой, которая расположена в акватории Вислинского залива?
- Этим летом, 16 июля участники проекта совершили поездку по польским портам и гаваням, в рамках которой они ознакомились с портовой грузопассажирской инфраструктурой городов Эльблонг, Крыница Морска, гмины Толкмицко и поселения Сухач (в Сухаче объектом внимания стала яхтенная стоянка). По пути следования из Польши в Калининград участники были ознакомлены с планами развития наших населенных пунктов - Краснофлотское и Ушаково. На следующий день группа выехала в Калининградский областной яхт-клуб и яхт-клуб Калининградского государственного технического университета (КГТУ), где состоялась встреча с ректором университета. Ректор КГТУ В.А. Волкогон поделился планами развития яхт-порта для калининградских яхтсменов. Затем маршрут экскурсии проходил по трем грузовым районам порта «Калининград» (Калининградский, Светловский и Балтийский). Попутно, при возвращении из Светлогорска в Калининград, участникам поездки был продемонстрирован один из возможных новых центров притяжения туризма - Приморское дорожное кольцо. Эта часть маршрута может рассматриваться как комбинированный маршрут из Эльблонга до Балтийска по воде, а дальше по пути следования идут города Балтийск, Янтарный, Отрадное, Светлогорск, Пионерский, Зеленоградск и путь на Куршскую косу в Литву или на Калининград. В поездке приняли участие сотрудники и эксперты проекта с российской и польской стороны, а также Марек Голковски, генеральный консул Республики Польша в Калининграде, Роберт Хондзыньски, консул Генерального консульства Республики Польша в Калининграде и другие заинтересованные лица, в том числе, представители Гдыни, Гданьска, Эльбонга, высших учебных заведений Гдыни и Гданьска и офиса маршала Варминьско-Мазурского воеводства. В связи с тем, что на следующий проектный период с 2014 по 2020 год планируется проект по обмену опытом, приобретенным в рамках проекта ВИЛА, на мероприятие также были приглашены представители муниципалитета г. Неринга (Литва).
- Каковы ваши дальнейшие планы?
- В рамках дальнейшей реализации проекта продолжится научно-исследовательская и практическая работа, связанная с изучением залива, его инфраструктуры и возможностей развития.
Уже сейчас начата работа по разработке руководства по оптимальному использованию Вислинского залива.