Круглый стол на тему «Роль политических элит в трансформации системы идентичностей массовых групп стран Балтийского региона» состоялся 19 апреля 2013 года в рамках международной научно-практической конференции «Россия и Европейский союз: динамика взаимоотношений», состоявшейся в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта (Калининград). Балтийское измерение отношений России и ЕС является одним из приоритетных направлений исследований университета имени Канта, и состоявшийся Круглый стол является продолжением серии международных форумов на базе БФУ им. И. Канта, посвященных исследованиям Балтийского региона.
Модераторами Круглого стола выступили ректор БФУ им. И. Канта, доктор политических наук, профессор Андрей Клемешев и президент Российской ассоциации политической науки, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО (У) МИД РФ, доктор политических наук, профессор Оксана Гаман-Голутвина. Их вступительные выступления задали направление дальнейшей дискуссии.
Всего в ходе Круглого стола было представлено 11 докладов, подготовленных исследователями из стран Балтийского региона – России, Германии, Литвы, Латвии и Эстонии.
Фундаментальные геополитические факторы, влияющие на формирование идентичностей социальных групп региона, проанализировал вице-президент Международной Ассоциации Политической Науки, заместитель декана факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ, доктор политических наук, приглашенный профессор БФУ им. И. Канта Михаил Ильин. Ученый выступил с докладом на тему «Типы идентичностей, которые порождает среда Балто-Черноморья», посвященным «идентичности места» - феномену, когда люди идентифицируют себя относительно геополитических ориентиров, «образов». Одним из таких «образов» является Балто-Черноморье или Балто-Черноморский регион: интерфейс Европы и России-Евразии, получающий геополитическое самоопределение благодаря взаимодействию через его территорию двух цивилизаций. По мысли профессора Ильина «если жители Балто-Черноморья будут думать о своем регионе как о пространстве, обладающим своей идентичностью, которая шире и больше, чем только европейская или только евразийская – они могут задать пример и получить преимущество по отношению и к европейцам, и к русским».
Территориальной дифференциации в процессе формирования социальной идентичности посвятил свое выступление «Российские региональные элиты в пространстве множественной идентичности» заведующий сектором социологии власти и гражданского общества Социологического института РАН, кандидат политических наук Александр Дука. Автор утверждает, что рост территориальной идентичности российских элит обусловлен контрастами в развитии регионов РФ, и в наибольшей степени территориальная идентичность характерна для тех регионов России, где представители титульной нации русских составляют меньшинство в структуре населения. В этих регионах идентичность, как элиты, так и всего населения, определяют такие факторы, как клановая или родоплеменная организация общества, обычное право и историческая память общины.
Также тема истории как фактора формирования идентичности рассматривалась в докладе главного научного сотрудника отдела политической науки ИНИОН РАН, доктора философских наук Ольги Малиновой на тему «В поисках «политически пригодного» прошлого: дилеммы политики идентичности в современной России». В докладе была описана технология конструирования выгодного элитам «прошлого» в целях формирования у населения необходимой элитам самоидентификации.
Балтийскую часть круглого стола открыла вице-президент Литовской Ассоциации Политической Науки, старший исследователь Литовского центра социальных исследований, профессор Ирмина Матоните, выступившая с презентацией эмпирического исследования элит и масс в регионе Балтийского моря. Исследование проводилось с целью выяснить, совпадают ли рамки национальной и европейской идентичности. Вывод, который делает профессор Матоните по итогам анализа эмпирических данных – общеевропейская идентичность, по крайней мере, на уровне элит, может выражаться в тех же критериях, что и национально-государственные идентичности стран-членов ЕС. При этом специфика стран Балтийского региона такова, что эстонские элиты по данным на 2007 год наибольшее внимание из всех стран ЕС уделяют этнических аспектам национальной и европейской идентичности (место рождения, национальность родителей), а элиты и массы Германии и Дании – таким общегражданским аспектам идентичности, как, например, владение несколькими европейскими языками и уважение к правам человека.
Работу Круглого стола продолжила серия выступлений, посвященных проблемам идентичности в латвийском обществе. Первым с докладом на тему «Трансформация идентичности русскоязычных жителей Латвии в сравнительной перспективе» выступил декан факультета социальных наук Латвийского университета, профессор Юрис Розенвалдс. Точка зрения, представленная исследователем, сводится к тому, что политика националистически настроенных латышских элит привела к консолидации русскоязычного населения Латвии по этническому признаку (подробнее здесь). В результате, вместо ожидавшегося в первые годы после выхода из СССР превращения латвийского общества в политическую нацию, наблюдается процесс поляризации общества на замкнутые и изолированные друг от друга латышскую и русскую общины.
Тему влияния политической элиты Латвии на изменения в системе отношений латвийского общества продолжил доктор социальных наук, доцент факультета социальных наук Латвийского университета Ивар Иябс, представивший доклад на тему «Народ, нация, этнос: трансформация дискурса Латвийской политической элиты в 2008-2012 гг.». По мнению политолога, за последние пять лет произошел заметный сдвиг в сторону этнокультурного определения латвийского народа, который стал стал воспринимать почти как тождественный латышскому народу. Автор объясняет это явление несколькими причинами: страхом латышских элит перед ростом популярности т.н русских партий Латвии, вступлением страны в Евросоюз, после которого отпала необходимость демонстрировать толерантность по отношению к национальным меньшинствам, сменой поколений в латвийской политике, когда на авансцену политической жизни страны вышли молодые латышские и русские националисты–радикалы. Кроме того, определенную роль играет общий кризис концепции мультикультурализма в Европе и геополитические соображения: охлаждение отношений между Россией и США, которое позволяет ориентированной на Соединенные Штаты политической элите Латвии проводить дискриминационную политику по отношению к русскоязычному населению.
Итогом такой политики политических элит Латвии стал провал 20 летней политики интеграции латвийского общества. Об этом заявил в своем выступлении на тему «Реакция политической элиты Латвии на образование Конгресса неграждан» главный редактор портала Imchoclub.lv, член правления Конгресса неграждан Юрий Алексеев. По мнению докладчика, «более 700 тысяч жителей Латвии, не относящихся к титульной нации, отвергают существующую Латвию – национальное государство с этнократией во главе». Однако признать провал политики интеграции и провести реформы (в частности, отменить пресловутый институт неграждан) элиты не могут, так как это чревато для них потерей власти.
Завершили работу круглого стола два доклада представителей Эстонии. Доктор социальных наук, профессор Университета Тарту Марью Лауристин представила доклад на тему «Точка зрения эстонской элиты на основные проблемы социально-экономического развития Эстонии». В нем профессор Лауристин на основании исследования, проведенного в 2012 г. в рамках проекта по изучению общественному мнения жителей балтийских республик Human Development Report, заявила, что основными достижениями страны за последнее десятилетие эстонские элиты считают внедрение электронного правительства, инновационное мышление населения и ощущение безопасности в обществе, а главной неудачей десятилетия – демографическую проблему.
Со вторым докладом об эстонской элите выступил доктор философских наук, профессор Евроакадемии (Эстония, Таллин) Эдуард Тинн. В докладе на тему «Плюсы и минусы политики новой эстонской элиты» эксперт приходит к выводу, что главным минусом эстонской элиты является страх перед Россией и нежелание использовать сотрудничество с ней в своих интересах. «Наши бизнесмены и чиновники не умеют это свое преимущество в положении рядом с лидером, крупным игроком повернуть на наше благополучие. И когда мы посмотрим на причины торможения развития в Эстонии бизнеса, то очевидно, что все начинается с русского вопроса, недальновидности на русском направлении» - заявил Эдуард Тинн.