×
Образование и наука Образование и наука

Не хочу учиться: эстонское образование теряет популярность

Источник изображения: gogomel.ru

Эстонские политики позиционируют свою страну как одну из ведущих инновационных держав, в которой состоялся переход к экономике знаний. При этом основные эстонские вузы объявляют дополнительный набор абитуриентов из-за нехватки желающих получить образование, а эксперты говорят о дефиците рабочих кадров и высоком уровне безработицы среди молодых специалистов с высшим образованием. Как может в стране существовать экономика знаний, если услуги высшего профессионального образования в нем не соответствуют потребностям рынка труда?

Пресс-служба Таллинского университета распространила заявление о том, что с 15 августа начинается дополнительный прием документов на обучение бакалавров и магистров на английском и эстонском языках. По образовательным программам на эстонском языке обучение бесплатное.

Проректор по учебной части Таллинского технического университета Калле Таммемяги объявил о проведении в университете дополнительного приема документов на свободные места с 12 по 14 августа. Документы принимаются на 9 факультетах.

Наконец, в Тарту в центре профессионального образования был объявлен дополнительный набор учащихся, а прием документов был продлен до 23 августа: не удалось в срок укомплектовать группы сразу по 20 учебным программам.

Получается, что профессиональное образование в Эстонии недовостребовано во всех его видах: ни среднее специальное, ни высшее техническое, ни высшее гуманитарное?

Причем если получать высшее техническое образование люди могут просто не желать – в Таллинском техническом университете не заполнены платные места – то предоставляющий услуги гуманитарного образования Таллинский университет говорит о вакансиях и на бюджетных отделениях. Получается, даже даром не нужно?

Это тем более странно, учитывая, что Эстония позиционирует себя страной постиндустриальной ступени, перешедшей к экономике знаний, внедрившей лучшее в мире электронное правительство в сферу государственных услуг и инновационное мышление в головы населения, что проявляется в успешных стартапах, инновационных предприятиях и, конечно, в главной национальной гордости – программе Skype. По идее, все эти выдающиеся успехи должны сопровождаться стремительным развитием профессионального образования, без которого даже теоретически невозможно построение инновационной экономики. Взять, к примеру, Южную Корею, признанную в прошлом году лидером в области, в которой в ногу со временем старается шагать и Эстония - южнокорейское электронное правительство было признано ООН лучшим в мире. Это достижение неслучайно, если учесть, что ранее та же Южная Корея, по мнению экспертов ООН по вопросам образования, культуры и науки (ЮНИСЕФ), была названа страной с самой эффективной в мире системой образования.

А вот в Эстонии эффективность системы образования и ее польза для рынка труда вызывают у экспертов сомнения.

Так, в результате исследований общественного мнения балтийских государств в рамках проекта Human Development Report почти 70% эстонских респондентов выразили недовольство существующей в стране системой образования. Презентовавшая доклад Human Development Report эстонский социолог, доктор социальных наук, профессор Университета Тарту Марью Лауристин заявила, что на первом месте среди вещей, над которыми еще нужно работать, у эстонской элиты стоит развитие качественной рабочей силы. Этот же вывод делают эстонские работодатели: о том, что одной из крупнейших проблем Эстонии является нехватка квалифицированной рабочей силы, заявляли известные эстонские предприниматели Керсти Крахт и Энн Вескимяги.

Многочисленные эксперты, комментировавшие проблему дефицита кадров, с одной стороны, и высокую безработицу среди эстонской молодежи, с другой, сходятся во мнении, что в стране остро ощущается дефицит так называемых рабочих профессий. Это при том, что именно в этом секторе зарплаты зачастую выше средних.

Получается, что национальное образование и национальная экономика в Эстонии не могут состыковаться друг с другом.

Невостребованность же на рынке труда специалистов с высшим образованием дает основания усомниться в том, что в Эстонии построена экономика знаний, о чем так любят говорить политики.

Экономика знаний для страны остается скорее национальным идеалом, к достижению которого страна стремится. Однако на пути к достижению этого идеала может встать общий бич всех балтийских государств – эмиграция. В этой связи очень показательна информация Таллинского университета, согласно которой на учебные программы, преподающиеся на английском языке, вакансии есть только на платном отделении, а на эстонских учебных программах не заняты и бюджетные места. Молодежь уезжает из страны, поэтому английский язык ей нужен, а эстонский - нет. Новый инновационный продукт типа Skype при таком положении дел все равно будет изобретен, но только уже не в Эстонии. Трудно построить экономику знаний, когда строить ее оказывается некому.