В субботу в Латвии прошла внеплановая сессия Парламента непредставленных. На повестке дня крайне болезненный вопрос – способы борьбы с планами правительства Латвии к 2018 году полностью ликвидировать русские школы. В качестве специального механизма решения данной проблемы депутаты ПН создали Комитет по спасению русских школ. Итоги сессии портал RuBaltic.Ru подвел со спикером Парламента непредставленных Валерием КОМАРОВЫМ:
- Г-н Комаров, Какие задачи ставил перед собой Парламент непредставленных, собираясь на внеочередную сессию?
- Сейчас для нас основным является вопрос выживания русских школ. На некоторое время нам следует перепрофилироваться и направить всю свою энергию и ресурсы на борьбу за сохранение русских школ в стране.
Мы провели дискуссию по поводу того, какие могли бы быть наши дальнейшие действия, акции, мероприятия и прочее. Это было главной темой нашей внеочередной сессии.
Стоит отметить, что министерство культуры, сказав, что переведет все русские школы на латышский язык к 2018 году – слукавило. Переход оно наметило уже с конца этого учебного года. У нас есть четыре билингвальных уровня обучения, из которых школы могли выбирать. Почти все выбрали третий и четвертый – наиболее мягкие к ученикам. А сейчас министерство в срочном порядке и разными методами будет принуждать школы перейти на первый и второй уровень обучения – более сложные для детей, так как большая часть предметов (85%) будет преподаваться на латышском, а не русском языке. Министерством предлагается пересмотреть договоренность 2004 года.
По сути, это делается несанкционированно, поскольку в 2004 году речь шла о том, что дальнейшие реформы будут осуществляться, лишь основываясь на данных постоянного мониторинга знаний детей. Со дня реформы прошло уже больше десяти лет, а исследований никто ни разу не провел.
Исследования не проводились принципиально, чтобы не показывать, что ситуация реально ухудшается. Поэтому научных подтверждений того, что реформу продолжать можно, нет. Однако министерство считает необходимым продолжать ее, тем самым лишь усугубляя ситуацию.
- Какими еще способами, на Ваш взгляд, правительство будет пытаться ускорить процесс ассимиляции и ликвидации русских школ?
- Давление на директоров русских школ. Кроме того, если пожилой директор русской школы уходит на пенсию, то на его место очень часто приходит директор-латыш. В русской школе такой директор – это странно. Человек с определенным подходом гораздо быстрее приведет школу к преподаванию исключительно на латышском, не обращая внимания на то, как это повлияет на учеников.
- Какие цели и задачи возлагает на себя Комитет по спасению русских школ?
- Основой его задачей является организация и координация действий по противостоянию школьной реформе. В какой форме все это будет проводиться? Опыт взаимодействия с нашим правительством показывает, что оно не способно и не хочет идти на диалог и признать наше право влияния на эту реформу.
Впрочем, думаю, что после некоторых церемониальных приглашений к беседе, которые, скорее всего, закончатся тем же, чем заканчивались и до сих пор, нужно будет переходить к действиям ненасильственного характера – акциям, протестам, которые будут привлекать внимание внутренней и международной общественности.
В общем будем различными способами мешать нашему правительству выполнить эту реформу.
- Планируется ли апеллировать к мнению международного сообщества, обращаться к помощи различных организаций для решения этого непростого вопроса?
- Планы-то, конечно, есть. Но поймите правильно – всё уже давным-давно задокументировано. В Европе есть Хартия о правах нацменьшинств, где очень четко говорится о необходимости развивать образование на языках нацменьшинств и пр.
Однако Латвия двадцать три года отказывается ратифицировать ее. Вроде бы в Европе стандарты уже давно написаны, и все знают, что в Латвии они нарушаются, но сделать ничего не могут.
К примеру, в России все сочувствуют и всё понимают, но система помощи соотечественникам настолько недееспособна, что никакой помощи, кроме участия в каком-либо круглом столе, не дождешься.
- Во время внеочередной сессии должны были быть представлены результаты исследования того, как билингвальное обучение влияет на освоение учебных материалов. Были ли озвучены выводы экспертов?
- Да, результаты исследования были озвучены. И ни для кого не секрет, что влияет такого рода обучение на детей отрицательно. Билингвальная система обучения обычно используется для социализации людей, которые волею судеб попали или эмигрировали в чуждую им среду и пытаются хоть как-то социализироваться.
- Какой альтернативный выход из сложившейся ситуации в области образования мог бы предложить Парламент непредставленных латвийскому правительству?
- Он очень прост. Стройте государство не на национальной, а на гражданско-политической основе. Дайте русским быть русскими, а латышам - латышами.
Мы все готовы быть лояльными этому государству, если оно покажет, что уважает наши базовые ценности, культуру и право передать эту культуру нашим детям.
Как только это будет выполнено, повод для конфликта пропадет.