Парадоксально, но утечку из ДГБ, которую литовские политики называют провокацией против Грибаускайте и Литвы, эти же самые политики никак не хотят оставить в прошлом. Теперь в Вильнюсе выступают против российско-литовских академических контактов, а точнее вообще против того, что в России знают, что есть такая страна «Литва» и такой народ «литовцы».
Вспомнив снова о провокационной справке ДГБ, литовские консерваторы превзошли самих себя. Депутат литовского парламента Раса Юкнявечене (СО-ХДЛ) бьет тревогу: российские ученые, оказывается, являются ничем иным, как волком в овечьей шкуре, которые под прикрытием политологических или социологических исследований ведут в Литве свои шпионские игры, покупая и забирая силой секретную информацию о ситуации в стране. Г-жа Юкнявечене даже решила проверить все личные контакты своих коллег на предмет общения со «спецагентом Смирновым», упоминавшимся в резонансной справке ДГБ. Но даже если бы В.Смирнов оказался одновременно тройным агентом СВР, МИ-6 и Моссада, претензии, озвучиваемые в рамках этой новой кампании по борьбе с российскими ветряными мельницами, серьезнее не становятся. В чем, по сути, состоят эти претензии?
В том, что российские исследователи имеют «наглость» интересоваться Литвой и ситуацией, которая сложилась в этой стране. Для того чтобы проанализировать эту ситуацию, ученые по вполне понятным причинам используют не только традиционные письменные источники - статистику, СМИ, монографии – но также личное общение с участниками изучаемых процессов и со своими коллегами из изучаемой страны. Есть, кстати, и довольно распространенный среди ученых-обществоведов метод «глубинного интервью», когда одинаковый список (с допустимыми отклонениями) заранее подготовленных вопросов задается целому ряду экспертов в изучаемой области, а затем их ответы анализируются и обобщаются. Как правило, персональные данные опрошенных кодируются (опрошенный №1, опрошенный №2 и т.д.). Безусловно, это не традиционное журналистское интервью, требующее скорейшей публикации, а довольно рутинная работа, смысл которой зачастую понятен только специалистам.
Но литовские политики и журналисты, похоже, подобные методы, практикуемые во всем мире, не просто не признают за научные – квалифицируют их как шпионские.
«У его собеседников не вызывал опасения и факт, что интервью ему требуется не для статьи, а для понимания ситуации. Может быть, таким способом, он пытался развязать политикам язык», - пишут авторы статьи «Какие литовские политики дружили с русским агентом В. Смирновым?». Отныне желание «понять ситуацию», а значит понять соседа, понять Литву, почему-то квалифицируется в этой стране как подозрительное. К тайной прослушке телефонных разговоров высших должностных лиц американскими спецслужбами литовское политическое сообщество отнеслось спокойнее, чем к подобным глубинным интервью российских специалистов с депутатами Сейма. Даже тот факт, что литовскими спецслужбами прослушивались телефоны экс-спикера Дягутене вызвал меньше интереса. Или же, следуя этой логике, литовские политики большие любители откровенничать с представителями академического сообщества? Как распознают в человеке научного сотрудника, так сразу в голове и на языке всплывают государственные тайны? Наперебой спешат поделиться секретом приготовления цеппелинов?
Но удивительнее всего даже не этот, казалось бы, сам по себе абсурдный факт, а то, какие выводы делают из своих предположений литовские политические «ястребы» и какие меры предлагают предпринять.
К примеру, Гедиминас Киркилас, между прочим, бывший премьер-министр страны и министр обороны (по идее, человек не робкого десятка), а сейчас глава парламентского комитета по европейским делам и не последний человек в правящей ныне Социал-демократической партии Литвы, после возникших у консерваторов подозрений и соответствующих вопросов журналистов, тут же пообещал убрать фамилию «агента Смирнова» из списка «друзей» в социальных сетях. Подобная ситуация не могла не напомнить историю о том, как в один прекрасный миг литовские ученые, прежде дававшие нашему порталу интервью и комментарии, вдруг «узнали», что их фамилии и информация о них упоминается на сайте RuBaltic.Ru, и один за другим потребовали удалить эти упоминания. Аналогичная ситуация сложилась и в случае с Г.Киркиласом: не может правильный литовский политик водить дружбу с представителями из России, которые пытаются «понять ситуацию». И ладно бы, если только политик… Быть бдительными настоятельно рекомендовано всем.
Департамент госбезопасности Литвы подготовил своеобразную памятку «Как узнать агента» для каждого литовца. Советы литовских спецслужб, размещенные в СМИ, призывают остерегаться даже «если иностранцы активно интересуются не секретной, но актуальной в политическом, экономическом или военном смысле информацией». То есть говорить о политике, экономике, вообще о своей стране с иностранцами правильный литовский гражданин не должен. Надо молчать. Изъясняться жестами тоже не рекомендуется - могут принять за секретный шифр-код. Тут же схватят и отправят на вечное поселение на хутор Калабибишкес. Получается, что нельзя говорить даже о прошлом, ведь нет ничего актуальнее для Литвы, чем ее история. Если тот же литовец рискнул выехать в Россию, он твердо должен помнить, что непременно станет жертвой вражеских спецслужб: ищейки Кремля, охочие до тайн наследников Гедиминаса, так и рыщут повсюду, расставляют ловушки, плетут паутину. «Иностранные граждане активно ищут с вами близких контактов, пытаются больше узнать о вашей работе, ее структуре, коллегах, предлагают денежную или другую награду за предоставление информации», - предостерегают наивного, но патриотичного литовца офицеры ДГБ.
А вот еще одна цитата: «Во время пребывания за границей необходимо постоянно проявлять высокую политическую бдительность, помнить о том, что разведывательные органы империалистических государств стремятся засылать в социалистические страны свою агентуру, получить интересующие их сведения и нанести ущерб дружественным отношениям между социалистическими странами. Советские граждане обязаны строжайшим образом хранить государственную тайну…
Не рекомендуется устанавливать связей с гражданами капиталистических стран, находящимися в стране пребывания, если это не вызывается служебной необходимостью. О всех контактах с иностранцами следует докладывать своему руководителю».
Это уже выдержка из советских «Основных правил поведения советских граждан, выезжающих в капиталистические страны». Не правда ли, кричащее сходство с памяткой ДГБ Литвы? Как говорится, "руки-то помнят" - литовские офицеры хорошо усвоили правила работы в советское время. Только теперь вражеские «капиталистические страны» заменены на Россию, в остальном же налицо родство мировоззрения авторов обоих документов.
Литовская элита идет курсом создания своего негласного кодекса поведения правильного политика и гражданина. И отношения с Россией будь то на политическом или хотя бы академическом уровне, очевидно, в эти «Основные правила поведения…» не попадают.