В Латвии многие молодые люди после окончания школы предпочитают искать счастье за рубежом. Некоторые отправляются на заработки, другие стремятся получить высшее образование в престижных европейских вузах. Статистика говорит сама за себя – количество студентов в латвийских высших учебных заведениях с каждым годом уменьшается. Портал RuBaltic.Ru обсудил причины и возможные пути решения этой проблемы с латвийским публицистом и лингвистом Александром ФИЛЕЕМ:
- С 2013 г. продолжается тенденция по уменьшению числа абитуриентов в латвийских высших учебных заведениях. В 2014 году вузы приняли на на 6,8% меньше заявок, в этом году – на 7,6%. С чем связана такая тенденция, как Вы считаете?
- В Латвии в целом уменьшается численность населения, поэтому пропорционально уменьшается и количество студентов. Элементарная демографическая убыль оказывает влияние на заполняемость университетов – как государственных, так и частных.
А второй фактор – большая популярность высших учебных заведений за рубежом. Великобритания, Франция, Германия популярны. Многие уезжают получать высшее образование в России, ведь в Латвии действует специальная программа для абитуриентов. А престиж зарубежного образования явно выше, чем латвийского. Люди ведь живут не в замкнутом пространстве и прекрасно понимают, что уровень образования в латвийских вузах довольно низкий.
Кроме того, не все хотят получать высшее образование. Некоторые сразу после школы отправляются зарабатывать на жизнь, поскольку очень остро встает вопрос выживания. И на образование уже не хватает ни времени, ни денег.
- Какие факультеты чаще всего выбирают абитуриенты, решившие остаться в Латвии?
- Как правило, медицинский, юридический и экономический. Специальности, пользующиеся наибольшим спросом, поскольку являются благодарными и высокооплачиваемыми профессиями.
- Насколько качественным является высшее образование в Латвии, по сравнению с другими европейскими странами?
- По моему субъективному мнению, латвийские вузы не дотягивают. Даже в государственных вузах на многих факультетах учебными являются лишь три дня в неделю, учебная нагрузка крайне низка, лекции в фактологическом плане довольно скудны.
Власти Латвии сделали все возможное, дабы избавиться от советских академических наработок в сфере образования. Но и ничего нового не получилось создать.
Происходит имитация каких-то западноевропейских наработок. Наше образование находится в каком-то подвисшем состоянии. Поэтому многие студенты разочаровываются в его качестве. Молодые люди, стремящиеся получить реальные знания, вынуждены прерывать свое обучение.
Мне часто приходится участвовать в разного рода филологических международных конференциях. Сравнивая уровень знаний латвийских и российских студентов (преимущественно московских и петербургских вузов), скажу: земля и небо. Грубо говоря, учащийся второго курса российского университета знает в разы больше, чем латвийский магистрант или докторант. В России не демонтировали бездумными реформами советскую систему образования.
Кроме того, в Латвии все яснее вырисовывается кадровая проблема. Советские преподаватели уходят на заслуженный покой, а приходящие кадры не всегда являются специалистами столь высокого уровня. Порой пять новых преподавателей уступают по качеству своему коллеге, работавшему еще в советское время. Еще один неприятный момент – студенты должны самостоятельно искать и оплачивать свою практику. Это невиданное дело! Не хочу показаться пессимистом, но чем дальше, тем хуже.
- На вопрос, кто виноват, Вы уже ответили, остается открытым второй вечный вопрос – что делать?
- Для начала следует сделать нашу систему образования более открытой. Во-первых, ликвидировать языковый барьер. Об этом говорят уже на протяжении последних 10—15 лет. Необходимо ввести систему высшего образования, как минимум, на трех языках – русском, латышском и английском.
Сейчас студентам из-за существующего языкового барьера часто приходится искать подходящие вузы за рубежом. А при введении образования на трех языках многие, возможно, остались бы в Латвии.
Так же возникла бы атмосфера здоровой конкуренции среди преподавателей. Поскольку сегодня те, кто перфектно владеют латышским, но плохо — английским, узурпировали определенные академические должности и никого не пускают. Они вцепились в свои места и нет даже малейшего намека на конкуренцию. Поэтому наши академические кадры просто наслаждаются жизнью и совершенно не заинтересованы в малейшем саморазвитии. Также можно было бы пригласить на хороший оклад преподавателей из России или Западной Европы. Наше образование только бы выиграло от этого. Кроме того, для улучшения качества нашего образования нужно составить качественный план, повысить учебную нагрузку, разработать методологию в соответствии с последними тенденциями и полностью перестроить систему образования.
Вступая в ЕС, Латвия взяла на себя определенные обязательства, в том числе — развивать высшее образование. Тогда под шумок у нас были ликвидированы некоторые училища, техническое образование претерпело колоссальные изменения. Старые корпуса и лаборатории буквально сносились. А ведь это были одни из ведущих учебных заведений. Сейчас на их месте стоит Рижская Дума. Деньги ЕС были пущены на создание новых вузов, число студентов которых крайне мало. Средства были израсходованы очень неэффективно. А сейчас деньги, которые можно было бы выделить на повышение качества образования, идут на нужды обороны, всех пугает мифическая российская военная угроза.
- Практически каждый пятый иностранный студент в Латвии — из Центральной Азии. Такой результат был достигнут благодаря двусторонним соглашениям между странами — Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Остаются ли студенты в Латвии после окончания обучения?
- Действительно, в наших частных вузах учится немало студентов из этих стран. Насколько мне известно, часть молодых людей возвращается затем на родину, поскольку там довольно высоко ценится европейское образование, им проще трудоустроится. Часть студентов отправляется из Латвии в другие европейские государства для продолжения обучения.
Немало студентов у нас из Пакистана. Они, как правило, учатся на медицинском факультете и, получив диплом, становятся врачами европейского уровня. Должен признать, что медицинский факультет у нас все еще функционирует на должном уровне. И это действительно престижно для студентов из Средней Азии.
- Уже не первый год молодежь из стран Балтии уезжает в Англию, Ирландию, страны Северной Европы. Предпринимает ли латвийское правительство хоть какие-то шаги для решения создавшейся ситуации?
- Перед парламентскими выборами звучали обещания о бесплатном высшем образовании. Говорили официально, перед камерами. Однако ничего не было предпринято. Чистой воды предвыборная демагогия, чтобы заручиться симпатиями электората. Но проблемы остались нерешенными, и ситуация только усугубляется. А на деле можно хоты бы практику студентам предоставлять бесплатно. Будущим педагогам, медикам.
- Не может ли, на Ваш взгляд, немалый «отток умов» привести к серьезным проблемам в Латвии в будущем? Ведь некоторые страны, к примеру, США, активно переманивают перспективных студентов, предлагая максимально выгодные условия для работы и учебы.
- Абсолютно верно. Американцы давно этим профессионально занимаются на протяжении уже чуть ли не ста лет. Именно за счет этого существует их инженерно-техническая и электронно-вычислительная экономика. Россия так же «охотится» за светлыми умами. Ежегодно около 100—150 молодых людей получают приглашение учиться почти бесплатно, они выигрывают разные гранты и олимпиады. Познав хорошую жизнь, устроившись на отличную работу, они не спешат возвращаться в Латвию. А Великобритания, к примеру, осуществляет охоту за почти бесплатной рабочей силой.
- Согласно статистике, на сегодняшний день в Латвии 26 тысяч молодых людей не работают и не учатся. На днях кабинет министров страны одобрил новую социальную программу. Ее цель — вернуть молодых людей к учебе или работе. Для каждого молодого человека планируют разработать индивидуальную программу сроком до 9-ти месяцев и предоставить наставника из молодежной организации. Как вы думаете, поможет ли программа хотя бы частично решить существующие проблемы?
- Я слышал о ее разработке и не думаю, что программа может дать ощутимые результаты. Подобные идеи высказывались и 10 лет назад при вступлении в ЕС. Тогда на рекламном уровне подчеркивалось, что образование будет процветать, будет создана система трудоустройства молодежи. Это повторяется каждые 4 года, когда выделяются какие-то средства на образование.