В Польше в широкий прокат вышел фильм, «проливающий свет» на причины авиакатастрофы президентского самолёта в Смоленской области. Тогда туманным апрельским утром 2010 г. Польша лишилась президента, первой леди, высшего военного командования, политиков, общественников и представителей духовенства.
Художественный фильм под ёмким и понятным для поляков названием «Смоленск» вышел на экраны 9 сентября. Он повествует о трагедии, случившейся в апреле 2010 года в небе над Смоленском и унесшей жизни 96 человек, трагедии, лишившей страну большой части её политической и военной элиты. Практически сразу после катастрофы стали появляться различные конспирологические версии случившегося. Даже сейчас, несмотря на публикацию результатов расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Комиссии государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши, в определённых кругах в Польше продолжают оставаться популярными альтернативные версии и теории произошедшего, одна из которых легла в основу нового фильма.
О ФИЛЬМЕ
Картина режиссёра Антония Краузе – очередная попытка выделиться, показав зрителю точку зрения на события 10 апреля 2010г., которую в Польше могли воспринять всерьёз, пожалуй, только представители партии «Право и Справедливость». Недаром лидер партии и брат-близнец погибшего президента Ярослав Качиньский назвал художественный по сути «Смоленск» фильмом, «в котором показана правда». Сам же режиссер не скрывает, что верит в версию крушения самолета, показанную в фильме. Прямо не говоря, кто «заказал» политический террор против Польши, Антоний Краузе в своей картине вспоминает о противостоянии России и Польши по грузинскому вопросу.
Ось, на которую накручиваются аргументы, сама должна привести зрителя к ответам, если он, конечно, высидит все два часа в кинозале.
В «Смоленске» режиссёр использует тривиальный приём, когда с помощью независимого журналистского расследования, пройдя через твердолобость начальников, недоверие коллег и переживания семей погибших, молодая корреспондентка Нина узнаёт истину о произошедшей апрельским утром трагедии. Несмотря на то, что фильм художественный, в прессе его окрестили «политической журналистикой». Этому способствовал не только приём, когда зритель «докапывается» до «правды», вместе с корреспондентом, но и использование кадров документальной съемки, репортажей с траурных митингов в Варшаве, президентских похорон в Кракове, пресс-конференций польской прокуратуры и данных расследования МАК.
В итоге получился не фильм-катастрофа, но о катастрофе, не документальный, но и не совсем художественный, не мейнстримный, но с явным правым перевесом в интерпретациях.
РАБОТА НАД ФИЛЬМОМ
Антоний Краузе начал работу над картиной в 2013г. Тогда же он сказал: «У меня есть начало и конец. Сейчас работаю над серединой». Так началась трёхлетняя эпопея сбора средств, переписывания сценария и поиска актёров, готовых работать за гроши. К тому же у власти в Польше тогда находилась «Гражданская платформа», которая не разделяла конспирологические теории произошедшего. Таким образом, поддержки от государства автор не снискал, а Польский институт кино отказал в выделении гранта на съёмку фильма. Но режиссёр не сдавался, назвав «Смоленск» самой личной картиной, он организовал фонд «Смоленск 2010» для краудфандинга и спонсорской помощи.
В результате в октябре 2015г. были закончены все работы над картиной, но затем еще год сдвигалась на более поздний срок дата официального релиза «Смоленска». Режиссёр так описывал сложности работы над картиной: «Фильм был снят во время нахождения у власти “Гражданской платформы”, что превратило мою жизнь в череду трудностей. Я создавал этот фильм не только против самой власти, с которой был не согласен во мнении о смоленской трагедии, но правительство делало всё, чтобы этот фильм не вышел на экран», - рассказал режиссёр Польскому Радио.
МНЕНИЯ ЖУРНАЛИСТОВ И КРИТИКОВ
Конрад Шуллер, немецкий журналист, обозреватель газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung:
«С тех пор, как 10 апреля 2010 года Лех Качиньский, возглавлявший Польшу, погиб в авиакатастрофе под Смоленском, Ярослав Качиньский, его брат-близнец, больше никогда не надевал ничего, кроме жалобного траурного костюма с чёрным галстуком. Он часто признавался, что после этой трагедии в его жизни не быть уже счастью. Теперь, однако, он нашел утешение - в кино».
«”Стратеги и исполнители преступления - правительство Российской Федерации”. Молчаливый партнер: правительство Туска, которое все прикрывало. Вот почему Ярослав Качиньский настолько доволен фильмом».
Лукаш Адамский, кинокритик, журналист портала Wpolityce.pl:
«Создатели фильма не скрывают, что хотят представить причины катастрофы под Смоленском массовому зрителю иначе, чем это делали, как говорят, "СМИ мейнстрима". В фильме собраны все теории, которые появились в правой, консервативной прессе, которая была при предыдущей власти в оппозиции – а как раз тогда и случилась эта катастрофа».
Роберт Валенчак, заместитель редактора журнала Przeglad в беседе о фильме на Польском Радио:
«Такой фильм должен был быть создан. Но нужно осознавать, что это не что иное как “политическая журналистика”. Это голос широкой политической группы, большей, чем “Право и справедливость”. Она представляет свою точку зрения и я не против. Но меня беспокоит, что на этот фильм будут водить школьные экскурсии. По моему мнению, молодежь должна быть освобождена от просмотра “Смоленска”».
Блогер и кинокритик Томаш Рачек:
«Я не принадлежу к тем, кто думает, что они знают, что произошло в Смоленске, и любой ценой настаивают на своей версии событий. Я идеальный зритель, потому что моя неосведомленность означает, что я с нетерпением жду, когда мне расскажут историю, представив аргументы и расшевелив моё воображение. К сожалению, "Смоленск" оставил меня без информации или эмоций, потому что тусклость повествования парализовала все ощущения».
«Не могу понять, зачем была допущена до премьеры работа такая слабая, неудачная и непрофессионально исполненная. С болью могу заявить, что ничего не получилось, ни сценарий Марчина Вольского, Мачея Павлицкого, Томаша Лущака, Антония Краузе, тонущий в хаосе запутанных и неназванных своими именами тем, ни пугающий избыток неоднозначности режиссёра Антония Краузе».
Кинокритик Рафал Павловский:
«По-моему, это очень плохой фильм. И вовсе не из-за того, о чем в нем рассказывается, а просто потому, что он очень плохо, можно сказать, по-любительски сделан. Видно отсутствие надлежащего бюджета, но также и то, что на самом деле режиссеру отказали хорошие актеры, не захотевшие сниматься в фильме, который является политическим манифестом. Ну вот мы и получили результат – главная роль, которую играла Беата Фидо, – это катастрофа, пример того, как не нужно играть».
Кинокритик Виктория Бэчек:
«Одно можно сказать наверняка – «Смоленск» - это фильм, который будут помнить в течение длительного времени. Я буду помнить, как худший фильм, который я имела возможность посмотреть в кинотеатре».
Но лучше всего о фильме говорит, пожалуй, красноречивый отзыв голландского актёра Редбада Клийнстра, сыгравшего в фильме роль шефа-оппортуниста, вставляющего палки в колёса в расследование главной героини:
Przed chwilą obejrzałem Smoleńsk. Rozumiem, że wyszło jak wyszło, ale jednak szkoda, że tak wyszło. — Redbad (@RedbadKlijnstra) 9 сентября 2016 г.
Перевод: Вы только что посмотрели «Смоленск». Я понимаю, что вышло, как вышло, но все-таки жаль, что так вышло.