Возникшая в Латвии в очередной раз инициатива раскрыть «мешки КГБ» свидетельствует о приближении парламентской кампании 2014 года. При этом практика показывает, что ворошить прошлое и вспоминать детали биографии оказывается вовсе не в интересах инициаторов «охоты на резервистов КГБ» из правых партий. Тут же выясняется, что сами они были далеко не борцами за независимость, а напротив, лезли вверх по карьерной лестнице в «оккупационных» органах советской власти.
На сайте общественных инициатив Manabalss.lv начался сбор подписей за публикацию архивов латвийского КГБ. Для официального старта этой инициативы требуется собрать сто подписей, после чего инициативой займутся юристы, и стартует сбор 10 тысяч подписей, необходимых для рассмотрения предложения общественности на официальном уровне. Как отмечает вынесшая предложение на сайт общественных инициатив Аннике Дзерве, латвийское общество должно знать имена известных и высокопоставленных людей, которые в советские годы были тайно связаны с КГБ.
«Мешки КГБ» - это расхожее выражение в странах Балтии, которое подобно дамоклову мечу висит над политиками старшего возраста. На этих политиков изначально накладывает «каинову печать» тот факт, что большинство из этих людей в годы «оккупации» не были диссидентами, эмигрантами или партизанами, а сотрудничали с советскими органами и даже делали в них карьеру. Но у патриотических сил балтийских государств периодически обостряется паранойя по поводу того, что нынешние политики еще и «стучали» на своих коллег и друзей в КГБ.
По удивительному совпадению эта паранойя обостряется в периоды избирательных кампаний.
В прошлый раз о секретных сотрудниках советской спецслужбы в Латвии вспомнили как раз во время досрочных выборов в Сейм 2011 года. Тогда Центр документирования последствий тоталитаризма провел проверку, установившую, что четверо кандидатов в депутаты Сейма в советские годы, возможно, были агентами КГБ. Подозрение пало на Хайриса Озолса от «Единства», Освалда Путниньша от объединения «Христианские демократы», Айвара Салиньша от партии «За президентскую республику» и Айгара Зариньша из партии «Народный контроль».
Кандидат от «Единства» был вынужден даже унизительно оправдываться. Хайрис Озолс заявил, что с КГБ он общался единственный раз подростком, когда его вызвали в начале 80-х на допрос за то, что тот написал на стене антисоветскую надпись. «Следователь знал все обо мне и моей семье, спрашивал, люблю ли я политические анекдоты и слышал ли, чтобы кто-то другой эти анекдоты рассказывал», - утверждал Озолс. В общем политик решительно опроверг все «лживые наветы», заявив, что после допроса его отпустили к родителям, и с тех пор связей с КГБ у будущего кандидата в депутаты Сейма Латвии от партии «Единство» не было.
Партийная принадлежность политика в данном случае особенно важна. Кампании по «охоте на ведьм», разоблачающие «предателей», помогавших «кровавой гэбне» в их «черной работе», затевают всегда правые партии, весь политический капитал которых сводится к теории «советской оккупации».
И всегда выясняется, что многие представители этих партий в «темные годы оккупации» отнюдь не бедствовали, не угнетались и не сражались за независимость, а вполне успешно лезли наверх по карьерной лестнице в «оккупационных» органах власти.
Вот, например, непримиримая антисоветчица, депутат Европарламента от «ОС»/ДННЛ Инесе Вайдере – «железная леди антикоммунизма», посвятившая себя отстаиванию исторической памяти, единственного государственного языка, борьбе с «нелояльными меньшинствами» и «имперским реваншем России». Между тем, в советские годы Вайдере преподавала марксистскую политэкономию, с 1977 года состояла в КПСС, из которой вышла только в 1989 году, в деятельности «Народного фронта» не участвовала, предпочтя борьбе за независимость повышение своего образования за рубежом.
Вайдере сама признает, что в КПСС она вступила исключительно из карьеристских соображений. Карьеризм и беспринципность были одними из главных мотивов сексотов работать еще и на «органы». Так в самом ли деле в «ОС»/ДННЛ заинтересованы распаковывать «мешки КГБ»?
А вот еще одна, не менее непримиримая воительница с «советской оккупацией» и оставшимися на латышской земле после обретения независимости «оккупантами», экс-министр культуры от «Единства», автор программы интеграции латвийского общества и несостоявшийся мэр Риги Сармите Элерте. На дворе конец 1980-х: «песенная революция», Народный фронт, «балтийская цепь», а юная выпускница ВГИК Сармите Элерте…вступает в КПСС! При этом когда журналисты попытались получить доступ к документам «первички» коммунистической партии в газете, где начинала журналистскую карьеру боевая антикоммунистка Элерте, то все документы именно этой «первички» после 1983 года загадочным образом исчезли из Государственного Архива.
Не будет ли так, что и при очередной облаве на агентов и резервистов выпотрошат только те «мешки КГБ», в которых указаны нужные фамилии, а те, в которых указаны фамилии ненужные запрячут еще дальше? Опыт южных соседей Латвии показывает, что такой фокус не проходит.
В Литве операция по разоблачению резервистов КГБ по странному совпадению тоже началась в период избирательной кампании по выборам в Сейм. «Охоту на ведьм – 2012» инициировали консерваторы, стремительно терявшие популярность. Целили они в своих главных конкурентов, социал-демократов, стремительно набиравших популярность. А попали в итоге в… президента Литвы Далю Грибаускайте (такую же, кстати, непримиримую антисоветчицу, как лидеры СО-ХДЛ).
Литовское телевидение в последний момент сняло с эфира документальный фильм, в котором утверждалось, что «непримиримая антисоветчица» в советские годы «стучала» в КГБ. Автор фильма журналист Рута Янутене была уволена.
Доказать, что Грибаускайте была агентом спецслужбы не удалось, но скандал сконцентрировал внимание общественности на советском этапе биографии будущего президента. Окончив в 1983 году ЛГУ имени Жданова, Даля Грибаускайте вступила в КПСС и оставшиеся годы «советской оккупации» преподавала политэкономию в Вильнюсской Высшей Школе Партии. Удивительные аналогии с биографиями Вайдере и Элерте.
Так что патриархи прибалтийской независимости, размахивая «мешками КГБ», бьют ими сами себя. Советское прошлое возвращается к ним бумерангом, наказывая за лицемерие.
Можно прятать документы по архивам, но сложно скрыть то, что родом они не просто из Советского Союза, а из партийной номенклатуры, комсомола, ВЦСПС и прочих органов советской власти, которые сами же и презирают теперь.
Ментально они там и остались, ведь шпиономания, упорный поиск внешних и внутренних врагов – все это made in USSR. При этом начало «охоты на ведьм» всегда свидетельствует о том, что по актуальной повестке сегодняшнего дня правящим постсоветским элитам предъявить нечего.