Как часто Вы бродили среди декораций к любимым фильмам, сами того не замечая? А ведь узкие улочки старой Риги окунали в английский смог, черепичные крыши Таллина уводили в сказочную Скандинавию, а барочная архитектура Вильнюса погружала в итальянский колорит. Сегодня, совершив виртуальную экскурсию с героями фильмов, можно узнать много интересного не только о географии съемок, но и о том, что происходило вне света софитов.
Начнем нашу прогулку с самой, пожалуй, известной улицы советского кинематографа — Яуниела (Новая улица) в Риге. Именно здесь профессор Плейшнер, подслеповато щурясь, прочел «Блюменштрассе», а Ватсон нашел свой новый дом по адресу Бейкер-стрит 221-Б.
Cоздатели сериала о знаменитом сыщике грамотно подошли к выбору места для съемок. Улица Яуниела в Риге застраивалась на рубеже XIX-XXвв., и именно в это время окунают нас рассказы Артура Конан Дойля. Достоверности же картине прибавляет то, что архитектурные веяния из Европы в Прибалтику доходили с небольшим опозданием, поэтому и Бейкер-стрит вполне могла бы выглядеть так, как она представлена в сериале.
Сегодня Яуниела для Риги является туристическим брендом, который поддерживается не только рассказами экскурсоводов, но и проведением ежегодного традиционного праздника — дня рождения великого сыщика, на котором все желающие могут оказаться в атмосфере сериала И.Масленникова.Однако не только Рига способна привлекать туристов рассказами о приключениях Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Одна из частей телесериала была почти полностью отснята в Эстонии. Например, можно увидеть, как Баскервиль и Мортимер прогуливаются по узкой и короткой улочке Хобусепеа в Таллине, а само старинное поместье Баскервилей находится в парке Тяхеторни. Для изображения холмов, которые в Эстонии, ввиду ее географического положения, найти было сложно, дорогу к Баскервиль-холлу решили снимать среди отвалов химического комбината под Таллином. А вот болот в Эстонии более чем достаточно, и знаменитая собака завывала недалеко от посёлка Ристи.
Помимо всемирно известных персонажей Конан Дойля в «декорации» прибалтийских городов были помещены и герои Агаты Кристи. Действие фильма Вадима Дербенева «
Так же ловко, как Каунас превратился в английский городок, сама столица Литвы перевоплотилась в Италию рубежа XVII-XVIIIвв. В экранизации романа братьев Вайнеров
«
Здесь же, в сердце старого города — в переулке Пилес, в 1976г. Эмиль Лотяну снимал фрагмент из фильма «Табор уходит в небо», повествующего об истории любви гордой красавицы цыганки Рады и конокрада Лойко Забара.
А в киноленте «
А вот еще один герой-разведчик, немец Иоганн Вайс, он же Станислав Любшин, не снискал той же популярности у рижан. Съёмки фильма «
- Как быстро весна наступила. Это похоже на Ригу?
- Как сказать, не очень.
- Рига лучше?
- Рига? Родина все-таки.
- А как Вам жилось в Риге?
- Прекрасно.
Помимо фильмов, повествующих о войне, в Латвии снимались и легкие романтические киноленты, и мюзиклы, и исторические картины. Так, в музыкальной комедии «
В Эстонии проходили съемки любимого всеми фильма «Гардемарины, вперед» (1987г.). Когда бравые защитники Российской империи скачут в Таллин на лошадях под песню «Верный друг, вот седло…», можно увидеть эстонские мельницы и башню.
Дух Франции в Эстонии был воссоздан в музыкальной комедии «
Из воспоминаний Вениамина Смехова о съемках картины: «Город Таллин, пока мы там снимались, удлинился на одну букву: Таллинн. Помню под Таллином старинный хмурый замок — на сутки он стал «Замком Атоса»… Эстонские конноспортивные базы давали лошадей покрепче львовских, но падать с них было больнее. Тренерша отказывалась говорить по-русски, хотя все понимала. Инструкции через переводчика давала сухие и странные. В результате один за другим падали на землю я, мой сын «обоих возрастов» и Арамис. Потом дважды и пребольно грохнулся бывалый Смирнитский. Когда же бешеная лошадь Д'Артаньяна, извиваясь в руках могучего наездника, все же «катапультировала» его на землю, я уверенно заподозрил «национально-патриотический» заговор. Похоже, что участники киноэкспедиции оптом зачислялись в список врагов эстонского народа».
А вот побыть настоящим Парижем Таллину удалось в фильме «
Особого места в рассказе требует тема детского кино, снятого в прибалтийских столицах. В этой номинации лидирует Эстония. Уж очень сказочно и по-скандинавски таинственно смотрится Таллин. Герои Астрид Линдгрен и Ганса Христиана Андерсена чувствуют здесь себя как дома. На улицах Таллина можно встретить проказницу Пеппи Длинныйчулок и Кая, несущегося на санях. Здесь же мы видим и знаменитого канатоходца Тибула из сказки «
Из любопытных фактов: Алексей Баталов — сам, без дублера ходил по канату, натянутому в Нижнем городе Таллина, а осваивал он эту науку больше года. Основная часть фильма «
А во всеми любимой истории детства «
А вот еще одна история, связанная с фильмом, взятая из воспоминаний очевидцев: «Так уж получилось, что, благодаря неизвестному работнику регистрационного отдела ГАИ, один из нескольких переделанных нашей «мото-шайкой» шлемов был продан Одесской киностудии на съемки фильма "Приключения Электроника". Во время премьеры фильма мы сразу заметили, что одесские кинематографисты вместо звезд (которые были в оригинале на том шлеме и, наверное, выглядели слишком по-американски) намалевали круги, правда сохранив все остальные атрибуты. Ури, герой Н. Караченцова, швырял его так, что было больно глядеть».
Сегодня в странах Прибалтики активно используется «кинематографическая слава» прошлых лет для привлечения туристов, гидами даже разрабатываются специальные маршруты, способные окунуть Вас в мир любимых фильмов.
В настоящее время не создаются киноленты, просмотр которых мог бы дать сравнимый эффект. Отчасти остановка производства фильмов в Прибалтийских государствах связана со сложным периодом финансирования в первые годы независимости. Сразу после распада СССР дела были плохи, вся кинематографическая инфраструктура разрушилась, производство остановилось.
Вот что по этому поводу говорит латвийский режиссер Ильзе Гаилите Холмберг: «В советские времена Латвия была одной из лидирующих республик в кинопроизводстве: на нашей территории находились крупнейшие киностудии, которые производили от 10 до 12 полнометражных фильмов в год. В 1990-х, когда финансирование резко сократилось, Рижская киностудия находилась в плачевном состоянии. Настал мертвый период для кинематографа: было снято от силы несколько фильмов. Примерно в 2002 году началось восстановление».
Действительно, в Латвии наряду с государственной поддержкой кинематографии — Национальный киноцентр Латвии (80% от всего финансирования отрасли) и государственный некоммерческий Фонд Культурного Капитала — существует, например, Рижский фонд фильмов, целью которого является привлечение в страну кинематографов из других государств и софинансирование картин. По мнению экспертов, одновременно с развитием кинематографии это привлечет туристов в регион, ведь одним из условий является то, что 20% действия фильма должно происходить в Риге и еще 10% на — территории Латвии. Кроме того, как говорит Ильзе Холмберг, при таком софинансировании есть возможность вернуть часть затраченных денег «… не миллионы, конечно, но если вы снимаете в Латвии и оправдываете свои затраты, то процентов до пятидесяти можно вернуть».
В Литве же киноиндустрию долгое время поддерживало только государство: Министерство культуры и Фонд поддержки культуры и спорта (70% и 30% бюджета соответственно). Это вызывало негодование у творческой элиты страны, и в 2010 г. была основана литовская киноакадемия. Аудрюс Стонис, учредитель киноакадемии, заявил, что «Творческие вопросы, вопросы популяризации кино, кинонаследия и дистрибуции должны решать не государственные органы, а те активные люди, которые работают в киноиндустрии в Литве и за рубежом».
Если же вернуться к вопросу софинансирования и создания привлекательного туристического образа Литвы, уместными кажутся слова председателя независимой продюссерской ассоциации Литвы Разы Мискините: «Нужно сделать процесс съемок в Литве более доступным для зарубежных продюсеров, это принесет деньги в страну, появятся рабочие места, плюс — это прекрасная реклама, приманка для туристов. Привлечение зарубежных инвесторов плюс увеличение локального бюджета — сегодня основные направления в нашей деятельности». Успешными проектами можно считать работы британских кинокомпаний. В 2006г. вышел фильм «11-ое сентября», съемки которого проходили в Вильнюсе. Здесь же был снят телевизионный сериал «Елизавета I», для которого во Дворце спорта на основании оригинальных планов были восстановлены комнаты дворца Винтерхолл и воссозданы декорации экстерьеров: поле для турниров, королевский сад и целая лондонская улица.
В Эстонии дела в киноиндустрии обстоят немного лучше, само финансирование отрасли значительно выше, чем у соседей. Как и в Латвии, деньги на съемки фильмов выделяются не только из бюджета государства, но и от киноцентра. Представитель эстонского кинофонда Ида Коппел описывает ситуацию следующим образом: «Ежегодное финансирование — около 5 млн. евро/…/, все кинопроизводство сконцентрировано в Таллине. В развитии бизнес-составляющей помогают совместные проекты с другими странами: с Финляндией, Германией, Россией». Для сравнения, в Латвии годовая государственная поддержка киноотрасли в 2011г составила 1 858 305 евро, в Литве – 2 108 652 евро, что не сравнить с более, чем 5 млн. поддержки — в Эстонии.
Ввиду недостатка финансирования основой выпускаемой кинопродукцией являются документальные и анимационные картины. Тем не менее, в год удается запустить в прокат от 2 до 9 полнометражных художественных фильмов. Сегодня результаты работы прибалтийских кинематографов можно увидеть, посмотрев программки европейских кинофестивалей. Некоторые картины появляются и в российском прокате. Сами же представители киноиндустрии в один голос говорят о необходимости популяризации своих государств посредствам кинематографа, их попытки привлечь зарубежные киностудии только подтверждают этот факт. Но рекорд популярности старых советских картин, по следам которых мы так любим путешествовать в Прибалтике, на сегодняшний день еще не побит.