Сегодняшний день для стран Балтии, а особенно для их прославленных борцов с «кровавым советизмом», необычный, одновременно торжественный и интимный. Нет, в этот день не маршируют в память о легионерах и не воспевают героев национально-освободительной борьбы. 29 октября вообще никак не связано с историческими столпами прибалтийской независимости, скорее, наоборот.
Сегодня празднует свой 95-летний юбилей Ленинский коммунистический союз молодежи, не так давно объединявший по всему СССР миллионы молодых людей от 14 до 28 лет. Причастностью к этому сообществу передовой социалистической молодежи гордились одни, угрозой исключить из него пугали и дисциплинировали других. Кто-то из них, наверняка, сегодня вспомнит свою молодость в ВЛКСМ, повторив про себя знакомое «Не расстанусь с Комсомолом, буду вечно молодым».
Как бы то ни было, но комсомол был, прежде всего, кузницей кадров. Причем кадры эти, вышедшие из-под молота ВЛКСМ, оказались покрепче «гвоздей» Маяковского – служат несгибаемо по сей день. Вспомнить хотя бы европарламентария и патриарха литовской политики Витаутаса Ландсбегиса, отметившего две недели назад свой 81-й День рождения. В 1952 г., следуя, видимо, сталинскому призыву, ярый борец за литовскую независимость писал в заявлении о вступлении в ряды ВЛКСМ,что «в 1944 году Красная Армия освободила Литву и мою семью».
Теперь, конечно, Ландсбергис не в комсомоле, но комсомол еще в нем: с молодецким задором политик на своем девятом десятке лет клеймит внешних врагов, призывает к ударным гигантским (по литовским меркам) стройкам, да и железный занавес лично для него никуда не делся, лишь съехал с запада на восток.
И он не один в Литве, для кого сегодняшний день - особенный. Можно вспомнить замечательного лектора Высшей партийной школы в Вильнюсе Далю Грибаускайте, которая, защитив кандидатскую диссертацию в Ленинграде, там же вступила в Компартию. Можно вспомнить Линаса Линкявичюса, неплохого корреспондента местной партийной газеты в Литве и работника ЦК ЛКСМ Литвы, в постсоветские годы выросшего до министра иностранных дел и теперь в комсомольском запале пропагандирующего программу "Восточное партнерство".
Да и в других балтийских странах у руля остаются «птенцы ленинского гнезда», которых нельзя не поздравить в такой день. Здесь об их «университетах» иногда даже вспоминают и по-своему благодарят. К примеру, эстонские правые консерваторы премьера Андруса Ансипа, несмотря на их идеологическую близость, за своего все же не признают. «Когда в Эстонии появились футболки с надписью «Коммуняк – в печь!» со списком тех, кого следует отправить в печь, имя Ансипа было в числе первых. Кстати, автором этой подлости был нынешний партнер Ансипа по коалиции пресловутый «защитник» Pussy Riot Юку-Калле Райд (IRL), - вспоминает в своей «Правде об Эстонии» Эдгар Сависаар. – Недостаток Ансипа и в том, что он не в курсе темы восстановления независимости Эстонии. В то время он был видным функционером КПЭ и ожесточенно боролся за то, чтобы занять как можно лучшее место в партийной иерархии».
Схожей стратегии «немого сопротивления», но уже в Латвии, похоже, придерживалась Инесе Вайдере – ярый сторонник возмещения ущерба от советской оккупации и по совместительству член КПСС с 1977 г. Молодежным максимализмом и полетом мысли запомнилась во время недавней избирательной кампании в Риге идейная союзница Вайдере – Сармите Элерте. В ЦК ЛКСМ о С.Элерте, состоявшей на тот момент в Союзе кинематографистов Латвии и клубе творческой молодежи, отзывались весьма лестно:
«Статьям тов. Элерте присуща новизна суждений, своеобразность стиля и подхода к затрагиваемым проблемам, способность освещать и анализировать данную тему в контексте культурной и социальной жизни республики, а также идеологическая направленность… Тов. Элерте пользуется заслуженным авторитетом в коллективе. Самокритична, обладает хорошим женским вкусом и чутьем. Политически грамотна, общественно активна, морально устойчива».
Действительно, новизна суждений просматривалась совсем недавно в ее идее зарегистрировать своих политических сторонников в Риге, чтобы победить на выборах 1 июня. А своеобразие анализа проблем культурной и социальной жизни видно в «рационализаторском» предложении г-жи Элерте открыть рядом с памятником Победы в Риге филиал Музея оккупации. Правда, другой комсомолец, министр юстиции от Национального блока, Янис Борданс (с 1981 г. в ВЛКСМ) вообще предложил Памятник освободителям Риги снести. Видимо, комсомольское товарищество между обоими политиками сыграло свою роль, такое не забывается даже после превращения в националиста.
А сколько еще «рулевых» из балтийских стран не попало, но стремилось в комсомол и КПСС!
К примеру, один из представителей крайне правого фланга политической элиты Эстонии, европарламентарий от партии Союз Отечества и Res Publica Тунне Келам, пытаясь в 1963 г. вступить в КПСС, буквально оправдывался за то, что ранее не был членом комсомола: «У меня не было ошибочного или плохого представления о комсомоле, но в решающий момент я с учётом всего предыдущего оставался пассивным. И только в университете я полностью избавился от влияния прошлого, овладев основами ясного мировоззрения».
Что ж, в юбилейный год достойны поздравлений и такие ревнители коммунистических ценностей, пусть им в свое время чуточку и не повезло и они не сразу овладели «ясным мировоззрением». Ведь сами все эти недавние комсомольцы вряд ли вслух вспомнят о празднике.
Теперь они осторожно скрывают свои бывшие убеждения, клеймят советское прошлое, не замечая, что даже в постсоветской Литве, Латвии и Эстонии живут лишь за счет постоянных жертв идолам «советской оккупации» и «руки КГБ-Москвы».
А все же вдруг, в честь праздника, эти высокопоставленные комсомольцы разрешат хотя бы надеть свои ордена «Комсомолке в Литве».