Тысячи военных объектов находились на территории Прибалтики в период, когда она входила в состав СССР. Все они были официально переданы отделившимся республикам. Аналитический портал RuBaltic.Ru рассказывает, как можно нерационально распорядиться этим советским военным наследием, на примере Латвии.
В феврале этого года латвийские власти начали снос бывшей советской ракетно-ядерной базы «Двина Р‑12». Владелец компании Demontaža, занимающейся ликвидацией объекта, сообщил, что всего на территории Латвии находилось 12 советских ракетно-ядерных баз. Все они были уничтожены; «Двина Р‑12» оказалась последней.
База состояла из четырех ракетных шахт, внутри каждой из которых находилось по баллистической ракете средней дальности Р‑12У, способной доставить ядерную боеголовку мощностью около 2,3 мегатонны на 2 000 километров. По словам владельца упомянутой компании, объект был сложный: десятиэтажное сооружение под землей, разделенное на несколько уровней и построенное из очень прочного бетона.
Так-то в условиях перманентно надвигающейся «войны с Россией» демонтируются надежные бункеры.
Предлагалось сохранить базу хотя бы в качестве музея, ведь «военный туризм» достаточно популярен. Избавиться от объекта оказалось проще — морально, видимо, поскольку его сохранение стало бы лишним напоминанием об эпохе «оккупации».
Такая политика, кстати, выглядит достаточно выборочной. Не до всех объектов советского военного наследия пока дошли руки у «ликвидаторов».
Реактивный бомбардировщик советской эпохи Ил‑28 установлен в качестве памятника в деревне Скульте. Это был первый серийный реактивный бомбардировщик, выпущенный в СССР, изготовленный из единого куска металла с двумя турбодвигателями. Местная достопримечательность.
Секретный Лигатненский бункер находился в 9 метрах под землей, и в нём было обустроено убежище для латвийской коммунистической элиты на случай ядерной войны. Здесь было всё необходимое для того, чтобы прожить несколько месяцев после ядерного удара. Сейчас в бункере расположен музей, где сохранены аутентичные экспонаты минувших времен.
В Вайнёде располагался один из крупнейших аэродромов советской Прибалтики. Там находился 54‑й гвардейский истребительный авиационный полк. В непосредственной близости от аэродрома и в 2 километрах от поселка располагался военный городок. На данный момент сохранились 16 ангаров и большая часть взлетно-посадочной полосы.
Постройки военного городка заброшены. На территории бывшего аэродрома сейчас организован картодром.
В Скуйниеках расположен тир, где тренировались советские военные. Фасад здания до сих пор украшает надпись «Слава КПСС».
В свою очередь, на территории бывшей ракетной базы Зелтини до сих пор обитает четырехметровая гранитная голова Ленина. По базе водят экскурсии. Ракетные ангары, системы стрельбы, бункеры, туннели и жилые здания сохранились и по сей день. Некоторые латвийские журналисты полагают, что, когда у Латвии появятся ракетные войска, эти ангары можно будет использовать по их назначению.
Опять нестыковка: 13 уничтоженных баз чем не угодили для таких целей? Зачем их демонтировали?
Немного более рационально поступили с военным городком в Скрунде. Скрунда‑1 — город-призрак. Здесь размещались радиостанции «Днепр» и «Дарьял». Около 70 зданий различного назначения на территории в 45 гектаров не использовались с октября 1999 года. У одной компании были прекрасные планы по превращению Скрунды‑1 в базу отдыха с ресторанами, гостиницами и парком развлечений. Об этом быстро забыли, и городок был выставлен на аукцион по стартовой цене в 220 тысяч евро. И тут началось самое интересное.
Наибольшую сумму — 2,2 млн евро — предложило российское предприятие «Алексеевское-Сервис». Но оно без объяснения причин отказалось от уплаты первого взноса.
Победителем аукциона был объявлен азербайджанский бизнесмен Магомед Гурбанов, но и он внезапно отказался от покупки.
В июне того же года аукцион был проведен повторно, и городок наконец был продан за 250 тысяч евро компании Iniciative Europa, зарегистрированной в Латвии, но принадлежащей частному лицу из России. Бизнесмены никакого интереса к наконец купленному объекту не проявили, и он был вновь перепродан местным властям по стартовой цене.
Цепь этих событий, в которых не прослеживается, конечно, никаких закономерностей, привела к тому, что в июле прошлого года глава Минобороны республики Раймонд Бергманис объявил о создании на базе городка полигона НАТО.
В январе 2017‑го Альянс разместил в своих профилях в YouTube и Facebook видеоролик, где демонстрируется, как проходят боевые тренировки в Скрунде. И это уже не картодром.
В целом же можно наблюдать абсолютное отсутствие какой-либо единой линии латвийских правящих в отношении советских военных объектов. Некоторые из них заброшены, некоторые работают как музеи, некоторые используются НАТО, некоторые уничтожены. Правда, и другие прибалтийские республики также не отличались особой дальновидностью в этом вопросе.