У каждого народа мира есть свой Новый год со своими уникальными традициями празднования. Всемирная традиция украшения ели на Рождество и Новый год появилась в Прибалтике: первое упоминание о наряженной к празднику елке происходит из средневековой Риги. Может быть, в мире приживется и другая традиция прибалтийского происхождения: устраивать огненные шоу из сожжения елок по окончании зимних праздников.
В средние века одним из главных народных праздников было зимнее солнцестояние, считавшееся временем перемен, влекущим за собой возрождение и процветание. Одним из ключевых элементов празднования солнцестояния значилось полено, которое необходимо было сжечь.
В Скандинавии обряд сжигания такого полена называется юл, в Сербии, Македонии и у других южнославянских народов — бадняк. Этот обряд был связан с древними традициями языческого огнепоклонства, однако у многих народов в рамках современной городской культуры он воспроизводится в постфольклорном виде.
Постепенно языческие традиции сплелись с христианскими. В результате календарной реформы день зимнего солнцестояния стал кануном Рождества Христова по католическому времяисчислению. И примерно к середине XV столетия от сжигания полена решено было отказаться.
Первыми в истории современной Европы, кто решил вместо классического сжигания полена начать наряжать рождественское дерево, были представители торгово-военной организации Черноголовых, которые воспроизводили образ жизни средневекового рыцарства.
Один из исторических документов из архива Таллина повествует о том, что в 1441 и 1442 годах в Ревеле в доме Черноголовых было установлено «рождественское дерево», которое украсили члены братства, готовившиеся отмечать большой праздник с 24 декабря по 10 января.
В дальнейшем дерево было перемещено в центр Ратушной площади, где приглашенные на праздник бюргеры танцевали вокруг него. Торжественное гуляние сопровождалось пирами, плясками и карнавальными шествиями, а также религиозными мистериями. После продолжительного празднества «рождественское дерево» сжигалось.
В Риге подобным образом первое рождественское дерево было поставлено и украшено в 1510 году. Так, в Прибалтике в позднее Средневековье была заложена одна из классических зимних традиций.
В более поздний период дерево стало елочкой, но и в дальнейшем обычай пережил культурно-политическую трансформацию. В частности, в советские годы рождественская елочка с легкой руки партийного деятеля Павла Петровича Постышева стала новогодним символом. Впрочем, старые обряды причудливо повторяются и в современном контексте.
Сегодня в Эстонии существует традиция, согласно которой после зимних праздников елки не выбрасывают, а приносят в определенные места, где из них собирают всевозможные скульптуры, которые затем сжигаются в рамках огненного шоу «Сжигание новогодних елок», привлекая внимание широких слоев населения.
Эта современная традиция, отчасти перекликающаяся с масленичными ритуалами, распространилась не только в Таллине, но и в других эстонских городах.
В дальнейшем зимние праздники стали пользоваться большей популярностью и стали по-настоящему народными.