В рижском кинотеатре Splendid Palace 27 октября одновременно состоялись две скандальные премьеры: фильма «Волынь» польского режиссера Войцеха Смажовского, где рассказывается о преступлениях украинских националистов против поляков в годы Второй мировой войны, и картины российского режиссера Алексея Учителя «Матильда». Рижский бомонд, пришедший на «Матильду», был удивлен такому соседству. В бесплатном показе «Волыни» сразу начали искать «руку Москвы».
В прошлом году МИД Украины сорвал премьерный показ «Волыни» в киевском Польском культурном центре. Кроме Польши, картину Смажовского не показал ни один европейский кинотеатр. Исключение — латвийская столица. Просмотр стал возможен благодаря личной инициативе руководителя правозащитной организации «Верните наши имена!» и президента международного кинофестиваля RIFF, в рамках которого, собственно, и состоялась премьера, — Руслана Панкратова.
«Нам так долго, назойливо и так умело внедряют в подсознание, что бандформирования из националистов УПА, бандеровцы, латышские и литовские “лесные братья”, легионеры ваффен СС (в запрещенные в России организации — прим. RuBaltic.Ru)— это самые что ни на есть настоящие борцы за свободу и независимость, что так хочется всем этим “майданутым” показать эту ленту. Мы видим, как неонацизм в Латвии становится официальной политикой, как он разъедает головы высшего руководства страны. Это и закрытие русских школ, и подавление русского языка и культуры, олатышивание имен и фамилий, статус негражданина. Спецслужбы Латвии вообще забыли об элементарных приличиях по соблюдению прав человека. Прессуют несогласных, митингующих, правозащитников; запугивают их, вербуют, заводят уголовные дела. И войска НАТО, и наши латвийские спецслужбы восхищаются нынешней Украиной.
Так пусть наши военные и спецслужбисты посмотрят этот фильм. Посмотрят, как с девизом “Украина превыше всего” вырезали стариков и детей. Может, это их отрезвит.
Вдумайтесь только: Волынская резня унесла жизни 130 тысяч этнических поляков. НКВД просто дети со своими 22 тысячами расстрелянных, — рассказал аналитическому порталу RuBaltic.Ru Руслан Панкратов. — Фильм, безусловно, очень тяжелый во всех смыслах. Но еще тяжелее оттого, что присутствует полное и стойкое ощущение: беда, катастрофа не просто где-то там за горами — она неумолимо надвигается, она уже у порога, и это не метафора.
Это антифашистский, антинацистский фильм, и никакой он не антиукраинский, не надо врать людям. Он о правде, об истории, которая была, а не которую “майданутые” сами себе придумывают.
Члены УПА и их потомки теперь объявлены героями на Украине. 2017 год объявлен годом УПА на Украине. И ЕС делает вид, что ничего не происходит. Это фильм как раз для них. Это фильм-предупреждение, последний крик души. После просмотра возникает лишь один-единственный вопрос: как такое могло вообще произойти, что стало с этими людьми? Какие кнопочки в подсознании надо было активизировать, чтобы бывшие соседи, друзья и даже члены семьи начали безжалостно убивать друг друга, прикрываясь словами о чистоте расы.
Реализм изуверского геноцида зашкаливает. На всём этом фоне ада создателям картины удалось построить удивительно прекрасный по своей красоте и неповторимости образ сельской жизни кресов — польских восточных окраин.
Патриархальность, колорит, усталые улыбки утомленных крестьянских лиц, очаровательная юношеская бесхитростная любовь, классические христианские ценности в быту, искреннее человеколюбие, а также истинный патриотизм и бережное уважение к своей отечественной истории. Мне кажется, премьера удалась».
Картина «Волынь» — это редкое польское кино, которое было снято с таким шокирующим реализмом обо всём происходившем во время трагических событий в 1943 году.
Сюжет фильма рассказывает о судьбе польской девушки Зоси, проживающей на Волыни и ставшей свидетельницей оккупации, Холокоста, а затем и истребления польского населения украинскими националистами.
Пусть авторская «оптика» режиссера Смажовского и расставляет определенные субъективные акценты, исторической достоверности это не умаляет.
Изуверский геноцид польского народа вошел в историю Второй мировой войны под названием Волынской резни, когда в восточных кресах Польши украинскими националистами из УПА были вырезаны более 130 тысяч этнических поляков. Фильм «Волынь» был создан по мотивам сборника рассказов Станислава Сроковского «Ненависть».
«Пронзительный фильм про то, как люди превращаются в нелюдей. Для этого достаточно почувствовать себя существом высшей расы и начать строить этнически чистое общество. Украинскую Украину. Или латышскую Латвию. Начать с запрета детишкам инородцев учиться в школе на родном языке, а закончить отрубанием им топором голов и сжиганием жилищ. Вот как историки оценивают причину Волынской резни: “Национальная политика межвоенной Польши на ее восточных территориях, основанная на национализме и отстранении других национальностей от участия в государственной и общественной жизни (вопрос автономии и самоуправления, проблема земельной реформы, политика в сфере образования, нарушения гражданских прав и свобод, репрессии против украинцев), которая не ликвидировала прежние социальные конфликты, но, напротив, их обострила…” — рассказал аналитическому порталу RuBaltic.Ru латвийский правозащитник Александр Гапоненко, присутствовавший на показе.
«Первая часть картины кажется зеркальным отражением общественной ситуации в современной Латвии. Для того, чтобы в этом зеркале не увидеть вторую часть картины, фильм надо посмотреть и властным элитам, и всем простым людям. “Черный Карлис” Шадурскис (министр образования и науки, инициировавший реформу по переводу школ нацменьшинств на латышский язык обучения — прим. RuBaltic.Ru) не должен нас всех перевести в нацистское Зазеркалье. За экраном всё время виделся именно “Черный Карлис”. Лживый, хитроумный. Беспощадный. С топором в руках», — поделился впечатлениями от просмотра «Волыни» Гапоненко, указав при этом, что «сам наполовину и поляк, и украинец».
Кинокартина «Волынь» режиссера Войцеха Смажовского была удостоена премии «Орлы» — главной премии Польской киноакадемии, а также получила приз зрительских симпатий. Организаторы показа в Латвии обещали продолжить популяризацию фильма, в том числе на региональных ТВ-каналах.