Человек XXI века – это человек, живущий в коробке спального района. И все подобные формы в архитектуре он принимает за серый фон. Часто, проходя мимо зданий, построенных в 20–30-е годы прошлого столетия, современный человек их не замечает. Хотя многие строения являются памятниками искусства авангарда и функционализма. Попробуем понять, почему так важны архитектурные новации, которые сегодня кажутся нам обыденными и неинтересными, и за что любят авангард.
Для того чтобы понять архитектуру конструктивизма и функционализма, часто кажущуюся сегодня безликой и скучной, нужно обратиться к другим видам искусства и духу времени в целом. Нам, людям эпохи технологий и перемен, будет непросто понять тех, для кого всё новое переворачивало жизнь и привычный уклад. Ведь сегодняшнего человека сложно чем-то удивить: мы едим мороженое со вкусом селёдки, печатаем мебель на принтере и совершаем трансатлантические перелёты менее чем за половину суток. И нам в диковинку, что символ Франции в конце XIX века был назван бесполезной и чудовищной конструкцией. А ведь тогда, в 1889 году, Эйфелева башня – «бабушка» конструктивных экспериментов 20-х годов следующего века – произвела революцию в мире современного искусства. Отказ от декораций и ненужных украшений, но упоение формой и функцией – вот что определит в скором времени направление искусства.
XX век – век перемен и революций. Дело здесь не столько в политике, сколько в изменениях внутри общества. Вслед за техническим прогрессом последовал рост городского населения и образование той самой марксистской дихотомии – буржуазии и рабочего класса. Деятели искусства не могли оставаться в стороне от окружающих их перемен, молодому поколению было что сказать нарастающим массам слушателей. Но нужно было определиться с языком общения. Для этого не подходил сухой и нравоучительный язык академического искусства. Нельзя было говорить с людьми с помощью дворцовой лепнины, античной скульптуры и статики живописных полотен. Нужен был совершенно новый подход, поиском которого начинают заниматься сначала писатели и художники, а после дизайнеры и архитекторы. Однако и новый язык не сразу был воспринят публикой. Первую кубистическую работу Пикассо «Авиньонские девицы» его друзья сравнили со вкусом пакли во рту. А первое чтение Маяковским стихотворения «Нате!» возмутило аудиторию, и под крики «долой!» поэт покинул сцену. Но так было нужно, именно таким образом было сломано старое и рождено совершенно новое искусство. Необходимость проявить себя новатором породила огромное количество «-измов». Пикассо патентует кубизм, в Италии под началом Маринетти пишется манифест футуризма. А в России совмещается геометрия и движение и появляется кубофутуризм, а далее полностью происходит отказ от пространства и посредством абсолютного ничего «Чёрного квадрата» строится новое измерение живописи – супрематизм.
Художники больше не пытались возвыситься над людьми, дистанцироваться от них, диктуя, что есть красота. Они начали изучение цвета как такового, формы как таковой и композиции как способа пространственного размещения фигур. Данные поиски вскоре вышли за пределы холста и переродились в конструкции. Идея авангарда в служении производству – и вчерашние художники создали из тех же простых геометрических форм предметы мебели и проекты зданий.
Перед архитекторами время ставило новые задачи. Города наводнили люди, быт которых необходимо было сорганизовать с требованиями современного ритма жизни. Доходные дома в стиле модерн и историзм с их огромными площадями, обилием комнат, пышным убранством были построены с учётом притязаний совсем другого поколения и социального слоя. К тому же и времена были небогатые. Европа отходила от потрясений Первой мировой войны, и правительство не готово было выделять крупные суммы на решение жилищного вопроса. Именно в 20-е годы произошла революция в проектировании и строительстве домов, результаты которой используются и по сей день.
После революции 1917 года под влиянием кубизма и футуризма был сформирован совершенно новый стиль – конструктивизм. Владимир Маяковский, не скрывая гордости, писал: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм…». Художники и архитекторы, создававшие новое слово в искусстве, провозгласили себя рабочими, чьей обязанностью является создание новых форм и функциональных объектов. За основу ими были взяты прямоугольник, квадрат и круг.
В 1919 г. Вальтер Гропиус в Веймаре основал Высшую школу строительства и формообразования «Баухауз» (от нем. bauen – строить и Haus – дом). И куда в дальнейшем ни переезжала школа, имя «баухауз» стало нарицательным и закрепилось в формуле: «Что утилитарно, удобно, то и красиво». Мастера баухауза не делали различий между изящными и прикладными видами искусства. Всё, что создавалось на эскизах, должно было стать пригодным для промышленного производства. Так решались запросы широких общественных групп иметь доступную и в то же время красивую мебель. Французский архитектор Ле Корбюзье высчитал минимум площади, необходимый человеку для жизни. Также он популяризировал дома на основе монолитных и сборных железобетонных конструкций с ленточным остеклением.
На базе идей проектирования функциональных пространств, лишённых декора и ненужных конструкций, сформировался так называемый интернациональный стиль. Установка на создание новой, ни на что до этого не похожей архитектуры распространилась по всей Европе. Если говорить о Прибалтийских государствах, то выбор в сторону конструктивизма или функционализма определялся скорее предпочтениями архитекторов, местом их обучения и стажировок.
После Первой мировой войны Латвия была вынуждена перейти на более практичное направление в архитектуре. Несмотря на отток русских и немцев из Первой республики, рост городов был обусловлен приростом местного населения. Необходимо было строить новое Латвийское государство, в чём помогли практичные и не дорогостоящие конструктивизм и функционализм.
На облик межвоенной Эстонии оказали большое влияние архитекторы из Финляндии. Изменения коснулись не только Таллина. Здания в функционализме и органическом стиле появились в Тарту и Пярну.
Идеи модернизма, распространённые в межвоенный период в Европе, привезли в Литву архитекторы, обучавшиеся за границей. В Каунасе, являвшемся столицей Литвы, шёл поиск собственной идентичности, выразившейся в своеобразной архитектурной школе.
Век конструктивизма в СССР был недолог, и уже в 1930-х гг. вектор сменился на монументальную ансамблевую застройку сталианса. Многие деятели искусства смогли перестроиться, но были и те, кто отказался следовать диктату власти и на долгое время оказался не у дел. Это уже упомянутый архитектор К. Мельников, потерявший работу, и латышский художник Г. Клуцис, лишившийся жизни. Однако в 1960-х гг. постройки в стиле авангард снова наводнили территорию СССР. Узнаваемый в Риге Музей оккупации, образчик слияния брутализма и конструктивизма, является тому примером.
Представители функционализма также попали под пресс нового диктата. В 1933 г., после прихода национал-социалистов к власти, была упразднена школа баухауз. Многие её представители эмигрировали в США, продолжая работать в духе функциональной архитектуры.
Но те здания и интерьеры, которые создали архитекторы и дизайнеры за немногим более 10 лет, остаются актуальными и сегодня. Ведь, создавая для себя современный интерьер, мы в первую очередь думаем о функциональности. А предметы интерьера, реплики которых мы покупаем сегодня в магазинах, были разработаны в 20-е годы прошлого века.