В каждом крупном постсоветском городе обязательно есть свой символ Великой Победы. 9 мая стал днем второго рождения для многих государств. Рига, освобожденная в середине октября 1944-го войсками 1-го, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов, тоже обрела свой памятник освободителям, но не сразу после войны, а незадолго до распада СССР. В постсоветской Латвии Памятник освободителям Риги стал символом единения наследников Великой Победы и вызывает лютую ненависть латышских националистов.
Перед Первой мировой войной на месте, где сейчас стоит памятник Победе, располагались дикие заросли и болотистые луга. В средневековую эпоху здесь постоянно проходили испытания пушек и военные парады, поэтому территорию назвали задвинской Эспланадой. А по соседству находилась парочка лесопилен.
Только в начале XX столетия эти места были облагорожены и превращены в красивые зеленые насаждения. В 1910 году Рига — столица Прибалтийского края в составе Российской империи — торжественно отмечала двухсотлетие с момента успешного петровского завоевания: 4 июля 1710 года российские военачальники и Петр Первый получили памятные ключи от города и заключили официальные договоры с рижским магистратом и торговой аристократией.
К 1910 году городским и губернским властям пришла в голову мысль основать парк в честь петровской победы.
На церемонию открытия паркового комплекса прибыла царская семья: императорская яхта «Штандарт» долго красовалась в водах Рижского залива. По парку прогулялись царские сановники, а Николай Второй лично посадил пятнадцать дубов.
Мало кто тогда мог представить, что меньше чем через семь лет император лишится престола, империя прекратит свое существование, а еще через десять лет на карте мира возникнут новые государства-лимитрофы, призванные исполнять роль буферной зоны между Советской Россией и Западом.
В годы межвоенной Латвии парк в Задвинье был переосмыслен в идеологическом плане.
Личность Петра Первого больше не внушала трепетных чувств латышской государственной бюрократии. Однако все официозные СМИ чрезвычайно гордились победой, которую защитники Риги одержали в первые дни ноября 1919 года над армией полководца Павла Рафаловича Бермондта-Авалова. Латвийские власти превозносили это достижение как победу над Черным рыцарем.
Поэтому главный бульвар, выводивший к Даугаве, получил название бульвара Победы. В центральной части парка была также основана площадь Победы, на которой регулярно проходили военные смотры.
В эпоху диктатора Ульманиса была сооружена новая эстрада для проведения IX Всеобщего праздника латышской песни. Он состоялся в 1938 году.
Вскоре надвинулась еще одна война, оказавшаяся страшнее всех предыдущих. Рига стала столицей гитлеровской колонии Остланд. Латвия, в которой к началу Великой Отечественной войны уже была провозглашена советская власть, прекратила свое существование и превратилась в рейхскомиссариат Леттланд.
Никаких иллюзий относительно реставрации латвийской государственности, ликвидированной самими нацистами, у гитлеровских оккупантов не было.
Но вот закончилась война, и люди стали возвращаться к мирной жизни. Уже в 1944 году, сразу после освобождения Риги частями Красной армии, парк был назван в честь Победы. Затем пришло время суда над палачами и карателями.
В Риге состоялись заседания военного трибунала, на котором главным подсудимым был руководитель полиции и войск СС на территории Остланда Фридрих Еккельн. Он лично курировал расправы над еврейским населением в Прибалтике, а также координировал операцию «Зимнее волшебство» в деревнях, расположенных между Освеей, Себежем и Полоцком. Каратель и еще несколько нацистских военных и гражданских чиновников Остланда были приговорены к смертной казни через повешение.
Приговор был приведен в исполнение 3 февраля 1946 года на той самой площади, на которой сегодня стоит Памятник освободителям Риги и Латвии.
Идея создания рижского мемориального комплекса в честь воинов Красной армии — освободителей Риги и Латвии — была связана с приближающимся сорокалетним юбилеем победы над фашизмом. Автором концепции памятника стал Александр Романович Бугаев. По собственному признанию Александра Романовича, концепция фейерверка пришла ему в голову практически случайно в ходе длительных размышлений над выбором фигуры для символического отображения идеи праздника. В итоге автор, перепробовав круги, квадраты и треугольники, остановился на звезде, которая легла в основу Памятника освободителям.
И действительно — памятная стела, являющаяся значимой доминантой левобережной панорамы и достигающая семидесяти девяти метров в длину (самый высокий памятник в Риге), представляет собой фейерверк из пяти звезд, каждая из которых символизирует год войны, а последняя, обращенная лицевой частью к Каменному мосту, олицетворяет победный 1945 год. Лучи звезды образуют спираль — символ неотвратимости победы над захватчиками.
Любопытна и скульптурная композиция у подножия стелы. Родина-мать, изображенная в виде молодой девушки, взмахом руки встречает троих освободителей, расположенных по правую сторону от обелиска. Создателями изображений Родины-матери и трех советских воинов были скульпторы Лев Владимирович Буковский (выпускник Флорентийской Академии художеств, который также работал над созданием мемориала на месте Саласпилсского лагеря смерти) и Айнарс Мартынович Гулбис (который участвовал в создании памятника Райнису на рижской Эспланаде).
Памятник освободителям Риги и Латвии благодаря умелой работе архитекторов и дизайнеров был органично вписан в систему вертикальных композиционных акцентов центра Риги, территории левобережья и «Старого города».
В последние годы советской власти в Латвии он представлял собой композиционное завершение единой ранее улицы Ленина, которая тогда завершалась за Каменным (Октябрьским) мостом.
Впрочем, памятные мероприятия в День Победы в первые годы существования мемориального комплекса носили неформальный характер. Примечательно, что первые масштабные торжества, в которых принимало участие около тысячи человек, начались именно в 1990-е годы. Тогда новые власти решили отмежеваться от всего советского, в том числе и от Великой Победы.
Именно в условиях растущего национализма и антисоветизма члены общественно-политической организации «Равноправие» (в их числе и лидер Интерфронта, а впоследствии — многолетний депутат Европарламента Татьяна Аркадьевна Жданок) заложили основы массового народного праздника у Памятника освободителям на левом берегу Даугавы.
Активисты партии «ЗаПЧЕЛ» («За права человека в единой Латвии»), наследницы «Равноправия», проводили возложение цветов и песенные мероприятия в течение всего 9 мая до 2009 года, когда организацией праздника занялись активисты сообщества «9.мая.лв», подконтрольной думской правящей коалиции.
В современной Риге каждый год 9 мая праздновать победу к памятнику приходят около трехсот тысяч человек, и их число практически не меняется.
В 1997 году была предпринята попытка демонтировать часть памятника с помощью взрывного устройства. Ее осуществили участники неонацистской организации «Перконкрустс» — наследницы фашистской военизированной организации, основанной еще в годы межвоенной Латвии. К счастью, попытка не увенчалась успехом, а вандалы были приговорены к реальным срокам тюремного заключения.
Между тем в течение многих лет в латышских СМИ звучат крайне негативные высказывания со стороны национал-радикалов в адрес празднующих День Победы и самого Памятника освободителям Риги и Латвии.
Латышские националисты периодически озвучивают идею переноса и демонтажа памятника в Задвинье. В настоящий момент такая идея реваншистов, не стесняющихся пересматривать итоги Второй мировой войны, представляется трудноосуществимой в том числе из-за того, что Памятник был взят под защиту российской стороной.
Однако националисты и неонацисты пошли по другому, более иезуитскому пути. В середине апреля этого года в ходе сеймовских чтений была одобрена инициатива возможного видоизменения Памятника освободителям с последующим созданием музейной экспозиции с «правильной версией истории».
На самом деле такие разговоры опираются на уже отработанную схему: в 2018 году завершилась дорогостоящая реставрация Саласпилсского мемориального комплекса, в результате которой была почти полностью убрана старая экспозиция, рассказывающая о зверствах нацистских карателей. Такого рода непрямой демонтаж исторических смыслов предполагает очернение советского прошлого и скрытое или явное прославление нацистской идеологии. Подобное давно практикуется правительствами прибалтийских республик.
Памятник Освободителям Риги и Латвии не попал практически ни в один официальный путеводитель. Латвийская сторона усиленно замалчивает идею праздника Победы.
Большая часть местных чиновников, историков и политологов в той или иной форме исповедуют различные формы национализма и являются профессиональными русофобами.
Однако 9 мая каждый год к памятнику приходят сотни тысяч людей, чтобы почтить память героев-красноармейцев и отпраздновать Победу, благодаря которой наши народы получили второе рождение.