Рижский государственный цирк 29 декабря 2018 года празднует свое 130-летие. За годы существования цирк превратился в одно из самых известных мест Риги. Его историческое здание является памятником архитектуры государственного значения в Латвии и одним из старейших цирковых зданий Европы. К юбилею Рижского цирка RuBaltic.Ru рассказывает историю его основателя — одного из самых известных деятелей циркового искусства XIX века Альберта Саломонского.
Рижский цирк основал тот же человек, что и легендарный московский Цирк на Цветном бульваре: дрессировщик и наездник Альберт Вильгельмович Саломонский. Он родился в семье потомственных цирковых артистов. Его отец был профессиональным наездником, а мать занималась лошадями. И появился на свет Саломонский не в обычных условиях, а прямо во время гастролей цирка в Италии.
В 1839 году, когда родился Альберт, стационарного цирка в Москве еще не существовало.
Первый московский цирк открыл в 1847 году французский предприниматель Луи Сулье, правда, проработал цирк недолго. Трудно сказать, почему так вышло, однако настоящий праздник на улицах Москвы наступил в 1880 году, когда уже взрослый Альберт Саломонский основал тот самый знаменитый цирк на Цветном бульваре.
В юности Саломонский выступал на зарубежных цирковых аренах гораздо чаще, чем на отечественных. И это закономерно, потому что в Российской империи выступать было практически негде.
Дебютировал Альберт в возрасте двадцати трех лет в популярном крытом цирке Берлина. Основатель цирка Эрнст Якоб Ренц был вынужден искать новое место для своего детища в связи с расширением транспортной артерии на Фридрихштрассе.
Выступление Саломонского в помещениях цирка, вмещавшего пять тысяч триста человек, прошло на ура. Дрессировщик и его лошади покорили сердца немецких зрителей, и вскоре ему рукоплескал весь Берлин. Сегодня название цирка Ренца и имя Альберта Саломонского связаны крепко-накрепко в летописи цирковой истории.
Альберт Вильгельмович Саломонский вошел в историю и в другом статусе — как первый исполнитель сальто-мортале на неоседланной лошади. Также в число излюбленных номеров дрессировщика входил проезд верхом на лошади по бревну, которое располагалось на высоте пять метров.
Популярность выступлений Саломонского росла от месяца к месяцу. Со временем его имя достигло бескрайних просторов Российской империи. Артиста пригласили в Одессу, где в 1879 году он торжественно открыл новый цирк. Одесская публика была в восторге от фееричности постановок: старожилы города с радостью вспоминали, что дрессировщик мог сделать так, чтобы лошади вальсировали.
Однако одесскому цирку Саломонского суждено было просуществовать всего десять лет. Выдающегося специалиста в обращении с лошадьми окончательно увлекли московские дела, и здание его одесского цирка было разобрано к осени 1889 года.
Первая постановка в цирке на Цветном бульваре состоялась 12 октября 1880 года. Все работы по строительству цирка оплатил подрядчик Саломонского, богатый золотопромышленник Александр Данилов. Место было выбрано уже намоленное — на месте бывшего цветочного рынка, где постоянно выступали бродячие артисты.
Другие цирки — Новосильцева, Чинизелли, братьев Никитиных — не смогли выдержать конкуренции с детищем Альберта Вильгельмовича. По легенде, в день открытия цирка Соломонский вложил первый кредитный рубль, полученный за проданный билет, в рамку и повесил на самое видное место у кассы.
Дрессировщик часто любил задавать риторический вопрос: «Что это за цирк, если публика в нем не смеется?»
Он не был сторонником циркового однообразия и стремился к насыщению программы различными номерами, особенно юмористическими, поэтому для его цирковых постановок были отобраны первоклассные клоуны.
Между прочим, если до Саломонского цирк был местом развлечений исключительно для взрослых, то в эпоху Альберта Вильгельмовича он стал заведением, направленным на воспитание и увеселение детей.
И вот ровно 130 лет назад, 29 декабря 1888 года, открылся Рижский цирк. Тогда он располагался в пяти минутах ходьбы от железнодорожного вокзала на бульваре Филиппа Осиповича Паулуччи (выдающегося рижского губернатора). Современный адрес: улица Гарлиба Меркеля, 4.
Успех цирка был предопределен заранее, поскольку о новаторском подходе Саломонского и о высочайшем уровне актерского мастерства его труппы в России знали все — от Дальнего Востока до Прибалтийского края.
Саломонский посетил и Рижское взморье, которое также было ориентировано на увеселение многочисленных курортников и их детей, и уже вскоре после Риги филиал цирка был основан в самом сердце будущей Юрмалы — в Юденбурге (так назывался приморский поселок Дубулты, где традиционно проживали семьи еврейских ремесленников и торговцев).
Сменилась эпоха, в 1919 году московский цирк Саломонского был национализирован и перестал называться в честь своего основателя. Но надо отметить, что и в дальнейшем качество постановок в Первом Госцирке было высочайшим. Традиции, заложенные Саломонским, соблюдались неукоснительно.
Примечательно, что в речевом обиходе москвичи продолжали говорить: «У Саломонского». Между прочим, когда в повести Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский и доктор Борменталь обсуждают досуг Шарикова, они рассматривают возможность отвезти его в цирк Саломонского. Более того, по реплике Филиппа Филипповича «Каждый день в цирк?» можно предположить, что Шариков является частым посетителем постановок легендарного дрессировщика.
В дальнейшем Московский цирк на Цветном бульваре, без преувеличения, получил мировое признание. В 1982 году директором цирка стал великий артист Юрий Владимирович Никулин, в 1985 году цирк переехал в новое здание.
А вот Рижский цирк, который в течение многих лет радовал латвийцев яркими постановками и номерами, с 11 февраля 2016 года вынужден был прекратить свою деятельность якобы по причине того, что здание находится в аварийном состоянии. Однако не исключено, что закрытие выдающегося культурно-исторического объекта с более чем столетней историей было пролоббировано группировками, преследующими свои узкокорпоративные интересы. В любом случае, старый добрый цирк на бульваре Паулуччи — Меркеля останется в памяти многих поколений рижан и гостей столицы как место, в котором всем — и родителям, и детям, и бабушкам с дедушками — было по-настоящему светло, тепло и уютно.